Прежде, чем начать новую тему, давайте вспомним основные моменты темы "Интервалы":
Интервал в музыке – это сочетание (созвучие) двух звуков. Но сочетаться они могут по-разному: их можно сыграть или спеть одновременно или по очереди. Если звуки интервала исполняются одновременно, интервал будет называться гармоническим. Такие интервалы являются основой музыкальной гармонии, именно поэтому они имеют такое название. Мелодический интервал – это интервал, в котором звуки исполняются по очереди: сначала один, затем второй. Такие интервалы рождают мелодии. Ведь любая мелодия представляет собой цепочку, в которой соединены несколько одинаковых или разных интервалов. Мелодические интервалы могут быть восходящими (шаг от нижнего звука к верхнему) и нисходящими (переход от верхнего звука к более низкому).
Для того, чтобы определить интервал, необходимо посчитать количество ступеней которые он охватывает от одного звука до другого. Если интервал восходящий, то ступени считаем снизу вверх, если нисходящий, то сверху вниз.
Например на рисунке ниже восходящие интервалы: МИ-ЛЯ (ми, фа, соль, ля = 4 ступени); ЛЯ-ДО (ля, си, до = 3 ступени), нисходящие интервалы: ДО-СИ (до, си = 2 ступени), СИ -МИ (си, ля, соль, фа, ми = 5 ступеней) и т.д.
Каждый интервал имеет свое название:
Каждый интервал обозначается буквой и цифрой. Цифра указывает на количество ступеней в этом интервале (см. таблицу слева), а буква на его разновидность. По своим разновидностям интервалы бывают: малыми (м.), большими (б.), увеличенными (ув.), уменьшенными (ум.) и чистыми (ч.). Они отличаются друг от друга количеством тонов и полутонов в составе интервала.
Давайте остановимся на ЧИСТЫХ интервалах подробнее.
Самые приятные, спокойные и гармоничные на слух интервалы называют - ЧИСТЫМИ и обозначают буквой "ч".
К ним относятся:
Чистая прима - ч.1 ( 0 тонов)
Чистая кварта - ч.4 (2 1/5 тона)
Чистая квинта - ч.5 ( 3 1/5 тона)
Чистая октава - ч.8 (6 тонов)
Со временем было замечено, что все чистые интервалы имеют одну интересную особенность - у них одинаковые знаки в нижнем и в верхнем звуках. Либо они оба с #, либо оба с ь, либо оба звука находятся на белых клавишах (то есть без знаков вовсе). Это открытие значительно облегчает построение чистых интервалов, поскольку не нужно бесконечно считать тона между звуками - достаточно продублировать в них знаки.
Например:
Но в любом, даже самом удобном правиле, есть ИСКЛЮЧЕНИЯ. В чистых интервалах это ч.4- Фа-Си и ч.5 - Си-Фа.
Сочетание этих двух звуков звучит активно, но довольно резко и чистым не является. Поэтому для построения чистых интервалов от данных звуков необходимо добавить один из знаков: либо фа#, либо си ь.
-Да это же настоящие бандиты и хулиганы! - воскликнула однажды одна из моих учениц, - Зовут их Сифа и Фася! Сифа тонкий и высокий, потому что квинта, а Фася маленький и толстенький, потому что кварта.
А другая мои ученица так прониклась этой идеей, что даже нарисовала их в нотной тетради:
Так и получилось, что запомнили мы этих хулиганов и выучили, что квинта Си-Фа и кварта Фа-Си чистыми интервалами не являются!
А для того, чтобы их перевоспитать, сделать мягкими и вежливыми нужно добавить либо ФА#, либо СИ ь.