Ярким примером симфонического цикла в творчестве Гайдна является одна из "Лондонских симфоний" - Симфония №103 Ми-бемоль мажор. Композитор открывает ее ярким приемом - тремоло литавр, отсюда и название "Симфония с тремоло литавр".
Симфония имеет светлый, жизнерадостный характер. Ее темы близки к народным немецко-австрийским и хорватским мелодиям.
Как и положено, в этом произведении 4 части. У Гайдна установилась не только последовательность частей симфонии. Определились также характер и строение (или форма) каждой части.
Первая часть симфонии открывается медленным вступлением. После тремоло литавр, напоминающего отдаленный раскат грома, звучит приглушенная, несколько таинственная тема:
Вступление оттеняет веселую и подвижную музыку Allegro, напоминающую картину народного праздника. В его основе лежат две различные по характеру темы танцевального характера. Первая тема, или тема главной партии, сразу же вводит нас в атмосферу праздника. Она изложена в основной тональности. Вначале тема звучит у струнных инструментов - тихо, легко, затем громко - у всего оркестра.
Для симфоний Гайдна не типично резкое различие между главной и побочной партиями. Вот и в этой симфонии побочная партия (Си-бемоль мажор) близка по характеру главной. Она тоже танцевальна, но отличается изяществом, легкостью звучания и очень похожа на венскую уличную песенку. Вальсовый аккомпанемент придает музыке большую мягкость, а звучность гобоя - новую окраску.
Изложение двух различных по характеру тем составляет первый раздел сонатного allegro, его экспозицию.
Второй раздел называется разработкой. Здесь развиваются обе темы экспозиции и тема вступления. Важно отметить, что главная партия проходит в разработке не целиком. Она делится на две части. Дробление темы - один из наиболее существенных приемов развития (мотивная разработка тем). Гайдн умел выделить из темы короткие мотивы, делая их независимыми от самой темы, проводить их в различных тональностях, в разных голосах, так что они могли соединяться в самых неожиданных сочетаниях. Вот и в этой разработке каждая из двух получившихся частей главной партии развивается самостоятельно. Затем звучит тема вступления. Гайдн в корне меняет характер ее темы. Благодаря быстрому темпу она теряет свой сдержанный характер, включаясь с общее движение. Смена тональностей в процессе развития тем также является обязательным признаком разработки. Появляется побочная партия в Ре-бемоль мажоре (вместо Си-бемоль мажора в экспозиции). Мелодия звучит у скрипок, которым вторит флейта. Таким образом, каждая из тем получает новое освещение - новую тональность и оркестровую окраску. Обостряется различие между темами.
Третий раздел сонатного аллегро - реприза. В том же порядке, как и в экспозиции, следуют главная и побочная партии. Но есть и существенно новый момент: все темы в репризе звучат в основной тональности - Ми-бемоль мажоре, что сглаживает их различие.
Перед заключением появляется тема вступления в своем первоначальном виде. Такое обрамление придает произведению большую законченность и ярче оттеняет стремительное и жизнерадостное завершение первой части, ее коду.
Вторая часть симфонии, Andante, вносит контраст к веселой, быстрой первой части. Это медленные и спокойные вариации на две темы.