Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение 35 лет, отбирая самое необходимое и совершенствуя найденное. Его творчество предстает как сама история формирования этого жанра. Прежде всего, давайте разберемся, что же это такое?
Симфонии принадлежит одно из самых почетных мест среди самых различных жанров. Всю историю своего существования она чутко отражала свое время: симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Прокофьева, Шостаковича - размышления об эпохе, человеке, истории мира и жизни на земле. Любая симфония - целый мир. Мир художника, мир его времени.
Симфония- произведение циклическое. Слово "цикл", "цикличность" означает многочастность произведения. Из нескольких частей состоят сонаты, симфонии, квартеты, квинтеты, концерты, трио. В отличие от небольших пьес, песен, танцев, выражающих обычно какое-то одно настроение, циклическое произведение передает различные чувства и мысли.
Слово symphonia в переводе с древнегреческого языка означает созвучие. Так называли в Элладе приятное сочетание звуков. Позднее это слово приобретало различные значения. Так, симфонией называли и вступление к оркестровой танцевальной сюите, и оркестровые вступления в операх. В самостоятельное концертное произведение симфония превратилась в XVIII веке. Именно в Германии и Австрии она сформировалась окончательно. И не случайно. Симфония - один из самых сложных жанров музыки, несвязанных с другими искусствами. Она требует от нас вдумчивости, обобщения. Германия той эпохи была центром философской мысли. Кроме того в Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появилась симфония. Она возникла в творчестве чехов и австрийцев и окончательно сложилась в творчестве Гайдна.
Гайдном написано 104 симфонии, первая из которых была создана в 1759 году для капеллы графа Морцина, а последняя – в 1795 году в связи с лондонскими гастролями.
Жанр симфонии в творчестве Гайдна эволюционировал от образцов, близких бытовой и камерной музыке, к «Парижским» и «Лондонским» симфониям, в которых утвердились классические закономерности жанра, характерные типы тематизма и приемы развития.
Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Основной источник их музыкального языка – жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда непосредственно заимствованные из фольклорных источников. Включенные в сложный процесс симфонического развития, они обнаруживают новые образные, динамические возможности.
Почти все гайдновские симфонии непрограммны, они не имеют какого-то определенного сюжета. Исключение составляют три ранних симфонии, названные самим композитором «Утро», «Полдень», «Вечер» (№№ 6, 7, 8). Все другие названия, данные симфониям Гайдна и закрепившиеся в практике, принадлежат слушателям. Некоторые из них передают общий характер произведения («Прощальная» – № 45), другие отражают особенности оркестровки («С сигналом рога» – № 31, «С тремоло литавр» – № 103) или акцентируют какой-то запоминающийся образ («Медведь» – № 82, «Курица» – № 83, «Часы» – № 101). Иногда названия симфоний связаны с обстоятельствами их создания или исполнения («Оксфордская» – № 92, шесть «Парижских» симфоний 80-х годов). Однако сам композитор никогда не комментировал образное содержание своей инструментальной музыки.
Симфония у Гайдна обретает смысл обобщенной «картины мира», в которой разные стороны жизни – серьезные, драматические, лирико-философские, юмористические – приведены к единству и равновесию.
В симфониях Гайдна окончательно сформировался классический четырехчастный цикл с определенной последовательностью частей, хотя порою композитор увеличивал количество частей до пяти (симфонии «Полдень», «Прощальная») или ограничивался тремя (в самых первых симфониях). Иногда ради достижения особого настроения он изменял обычную последовательность частей (симфония № 49 начинается скорбным adagio).
Первая часть классической симфонии идет в быстром темпе и звучит чаще всего энергично, взволнованно. Вторая часть- медленная. Ее музыка передает лирическое настроение человека, то светлое и умиротворенное, то печальное или сосредоточенное. Третья часть - менуэт. Уже само название говорит о ее танцевальном, оживленном характере. Менуэт- один из самых любимых танцев эпохи Гайдна. Введение в симфоническую музыку свидетельствует о его популярности. Четвертая часть, или финал, - последняя, заключительная часть произведения. Здесь вновь возвращается быстрый темп. Очень часто финал имеет танцевальный характер и передает ликующе- праздничное настроение.
Так строил свои симфонии Гайдн, а также и его великие современники - Моцарт и Бетховен. Композиторы следующих поколений продолжали развивать традиции классической симфонии, расширяя и обогащая ее содержание и форму.
Симфония рассчитана на массовую аудиторию. Это вызвано большим масштабом произведения, силой звучания, так как исполнителем симфонии является симфонический оркестр. В зрелых симфониях Гайдна устанавливается классический состав оркестра, включающий все группы инструментов (струнные, деревянные и медные духовые, ударные).
В струнную, ведущую группу оркестра входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы.
Деревянную группу составляют флейты, гобои, кларнеты (в некоторых симфониях), фаготы.
Группа медных духовых инструментов у Гайдна состоит из валторн и труб.
Из ударных инструментов Гайдн использовал в оркестре только литавры. Исключение составляет Соль мажорная "Лондонская симфония" ("Военная") в которую композитор ввел еще треугольник, тарелки и большой барабан.
Высшим достижением гайдновского симфонизма считаются его 12 «Лондонских» симфоний.
«Лондонские» симфонии (№№ 93–104) были написаны Гайдном в Англии, во время двух гастрольных поездок, устроенных известным скрипачом и концертным предпринимателем Саломоном. Первые шесть появились в 1791–92 годах, еще шесть – в 1794–95 годах, т.е. уже после смерти Моцарта. Именно в «Лондонских» симфониях композитор создал свой, не похожий ни на кого из его современников, устойчивый тип симфонии.
Эта типичная для Гайдна модель симфонии отличается:
господством мажорных тональностей (минорная среди «Лондонских» лишь одна –№ 95, c-moll, однако ее финал написан в C-dur);
опорой на народно–жанровый тематизм, причем часто – на подлинные народные мелодии австрийского, немецкого, чешского, венгерского, сербского происхождения. В XVIII веке такой тематизм был очень необычен для крупных инструментальных жанров, звучал очень свежо и оригинально;
общим жизнерадостным характером музыки. Для Гайдна вообще мало свойственна героика и трагедийность, но в данном случае он наверняка учитывал условия исполнения «Лондонских» симфоний. Перед композитором была уже не камерная аудитория, состоявшая из членов семьи Эстергази и их гостей, и давно знавшая стиль его музыки. Гайдн должен был завоевать и покорить неискушенного лондонского слушателя, приходившего на концерты буквально «с улицы». Слишком сложные образы могли отпугнуть широкую публику. Композитор постарался сделать лирические части «Лондонских» симфоний как можно более пленительными и не очень затянутыми, для каждой из них он нашел какую-нибудь интересную деталь – «изюминку». Это сразу же было оценено слушателями, и некоторые из симфоний получили названия по своеобразным эффектам именно в медленных частях.
Все «Лондонские» симфонии открываются медленными вступлениями (кроме минорной 95-й). Вступления выполняют многообразные функции:
Они создают сильный контраст по отношению ко всему остальному материалу I части, поэтому в дальнейшем ее развитии композитор, как правило, обходится без сопоставления разнохарактерных тем;
Вступление всегда начинается с громкого утверждения тоники (пусть даже одноименной, минорной – как, например, в симфонии № 104) – а это значит, что главная партия сонатного allegro может начаться тихонько, исподволь и даже сразу отклониться в другую тональность, что создает устремленность музыки вперед, к предстоящим кульминациям;
Иногда материал вступления становится одним из важных участников тематической драматургии. Так, в симфонии № 103 (Es-dur, «С тремоло литавр») мажорная, но сумрачная тема вступления появляется и в разработке, и в коде I части, причем в разработке она становится неузнаваемой, сменив темп, ритм и фактуру.
Гайдн путешествует в Лондон.
Визитная карточка Гайдна.
Таким образом, классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:
I часть. Быстрая активная часть в традиционной для неё форме сонатного allegro;
II часть. Медленная часть (форма её, как правило, строго не регламентирована – здесь возможны и вариации, и трёхчастная сложная или простая формы, и рондо-сонаты, и медленная сонатная форма);
III часть. Менуэт (иногда скерцо), так называемая жанровая часть – по форме почти всегда сложная трёхчастная;
IV часть. Финальная быстрая часть, для которой тоже нередко выбирали сонатную форму, иногда форму рондо или рондо-сонаты.
Форма первой части в симфониях получила название сонатного allegro (поскольку она обычно пишется в темпе allegro) или сонатной формы. Вся композиция сонатной формы делится на три раздела, и это очень похоже на развитие пьесы в драматическом театре.
ЭКСПОЗИЦИЯ.
Сначала композитор как бы знакомит нас с действующими лицами - темами. Этот раздел называется "Экспозиция" - "изложение, показ." Тем бывает не меньше двух. Первую называют главной (главная партия - ГП), вторую - побочной (побочная партия - ПП). Они как бы взаимодействуют между собой характером, тональностью. Между ними может располагаться связующая партия (СП), а после побочной партии может звучать заключительная (заключительная партия ЗП).
Главная партия — чрезвычайно важная составляющая экспозиции. Она — основа будущего конфликта и развития. Тема главной партии в большинстве примеров выражает основную мысль произведения. Она часто состоит из двух или более контрастных элементов.
Гармоническая функция главной партии — обеспечить главенство тоники главной тональности. Эта функция также чрезвычайно важна, так как тоника вернётся теперь только в репризе, а до этого количество устойчивых разделов минимально. Поэтому в главной партии тоника должна быть выражена явно, чтобы форма имела внутреннее стремление к ней в репризе.
Связующая партия — неустойчивый раздел, в этом она противопоставляется главной. Роль связующей партии — совершить переход от главной партии к побочной, как в гармоническом плане (поскольку побочная партия имеет новую тональность), так и в тематическом (побочная партия часто образно контрастна главной).
Побочная партия - появляется в результате развития материала главной партии. Однако, она часто во всем противостоит главной: в гармонии, тематизме, образности. Она часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке.
Главная гармоническая функция побочной партии — установление новой тональности. В абсолютном большинстве случаев это тональности доминантового направления или параллельная.
Функция заключительной партии - закрепить достигнутое в экспозиции. Она в некоторой степени обобщает весь материал экспозиции. Для нее характерно использование элементов предшествующих партий, в большинстве случаев главной и связующей, которые представлены в различных комбинациях.
РАЗРАБОТКА.
И так, мы познакомились с "героями", произошла завязка драмы. Далее начинается ее развитие. Второй раздел сонатной формы называется разработка. Этот раздел наиболее конфликтный и наименее устойчивый. Темы в нем могут звучать не целиком, из них выделяются отдельные мотивы, фразы. Здесь нет определенного порядка в чередовании тем. Поэтому они переплетаются, сталкиваются, видоизменяются, борются друг с другом. В этом процессе происходит множество переходов в различные тональности. Это ощущение движения, динамичности, неустойчивости, борьбы в конце разработки достигает кульминации, и мы ждем, когда же наступит равновесие и придет покой.
РЕПРИЗА.
Они наступают в третьем разделе сонатной формы- репризе. Здесь повторяются основные темы, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Также как в жизни, пройдя развитие, темы могут несколько изменить свой характер. Они могут стать ближе друг к другу, или, наоборот, стать контрастнее. Все музыкальные темы в репризе звучат в основной тональности.
Также в сонатной форме часто используются вступление и кода.
В коде используют фрагменты наиболее важных тем. Её функция — это обобщение материала, высказывание результата, «вывода» всего произведения.
Ярким примером симфонического цикла в творчестве Гайдна является одна из "Лондонских симфоний" - Симфония №103 Ми-бемоль мажор, но о ней мы подробно поговорим в следующий раз.
Вопросы и задания:
Каково строение цикла классической симфонии?
Назовите группы инструментов в симфоническом оркестре Гайдна. Какие инструменты входят в эти группы?
Какие названия симфоний Гайдна вы знаете?
В какие годы написаны "Лондонские симфонии" Гайдна? Какие у них номера?
Опишите кратко строение сонатной формы.