Музыкальный инструмент–это не просто предмет для извлечения звука, это виртуозное орудие в руках музыканта, которое может покорять, усмирять, будоражить умы и души. История музыкальных инструментов уходит своими корнями в далекое прошлое.
Что натолкнуло человека на создание музыкальных инструментов? Об этом, как и о многом другом, происходившем на заре человечества, мы сегодня можем лишь догадываться. При раскопках становищ первобытного человека ученые часто находят рядом с каменными топорами, наконечниками от стрел духовые инструменты, сделанные из костей животных. В них просверлены отверстия, значит, человек каменного века уже додумался, как извлекать из этого инструмента различные по высоте звуки, закрывая и открывая отверстия. А это говорит о достаточном развитии музыкального сознания.
Именно благодаря этому человек стал по-новому прислушиваться к звукам окружающей действительности. И многое, что раньше казалось ему простым шумом, стало для него музыкой. Он научился извлекать музыкальные звуки из различных предметов, и они заговорили, зазвучали, стали музыкальными инструментами.
Исходя из результатов археологических раскопок на территории проживания разных этносов, ученые пришли к выводу, что наидревнейшим типом музыкальных инструментов были ударные. Суть ударных инструментов – в выстукивании ритма, а простой ритм и был первой формой доисторической музыки. Другие типы музыкальных инструментов имеют не менее давнюю историю. Так, прототипом первых струнных инструментов была тетива лука, которая при натягивании издавала характерный звук. А звук, создаваемый дуновением воздуха в полый стебелек,стал прообразом уже духовых инструментов.
Первые инструменты были так же грубы и примитивны, как орудия труда первобытного человека. Если сейчас послушать эти инструменты, вы бы только улыбнулись. Но к ним надо относиться с большим уважением: ведь они открывали сами принципы устройства этих инструментов. И только последующие поколения развивали эти принципы.
Вообще, музыкальные инструменты можно классифицировать по различным признакам, но самый явный из них – по источнику звука. По этому признаку различают: духовые, струнные, язычковые, ударные, перкуссия, клавишные и электромузыкальные группы музыкальных инструментов. Помимо источника звука важным критерием является способ игры на инструменте, его назначение и применение.
Посмотрите небольшое видео. Кратко законспектируйте:
какие классификации музыкальных инструментов существуют?
Запишите в тетрадь группы музыкальных инструментов, приведите несколько инструментов в пример.
ОРГАН
Орган - самый большой в мире музыкальный инструмент. Он обладает уникальной по своей продолжительности историей. Его возраст – около 28 веков.
Звук органа – это мощная эмоционально воздействующая многоголосная фактура, которая вызывает восторг и воодушевление. Грандиозность его звучания выражается в эмоциональном воздействии на слушателя, не имеющем равных. Выразительный ресурс органа позволяет создавать для него музыку широчайшего объёма содержания: от размышлений о Боге и космосе до тонких интимных отражений человеческой души.
В голосовой палитре органа можно найти очень разнообразные краски, ведь орган способен имитировать не только звуки многих музыкальных инструментов, но и пение птиц, шум деревьев, рокот камнепада, даже звон рождественских колокольчиков.
Орган обладает необычайной динамической гибкостью: на нем возможно исполнение и нежнейшего пианиссимо, и оглушительного фортиссимо. Кроме этого, звуковой частотный диапазон инструмента находится в пределах, захватывающих области инфра и ультразвука.
Человек, исполняющий музыкальные произведения на органе, называется органистом.
Орган — клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.
Он включает в себя огромное количество различных деталей, поэтому подробное описание его конструкции дело довольно сложное. Это инструмент "с постоянной пропиской" и изготавливается всегда индивидуально, так как обязательно обусловлен размерами здания, в котором устанавливается. Высота органа может достигать 15 метров, ширина варьируется в пределах 10 метров, глубина – около 4 метров. Вес такого громадного сооружения измеряется в тоннах.
Он имеет не только очень большие размеры, но и сложную конструкцию, включающую трубы, машину и сложную систему управления.
Труб в органе очень много – несколько тысяч. Длина самой большой трубы более 10 метров, самой маленькой – несколько сантиметров. Диаметр больших труб измеряется в дециметрах, а маленьких - в миллиметрах. Для изготовления труб используют два материала – дерево и металл (сложный сплав из свинца, олова и других металлов). Формы труб весьма разнообразны - это конус, цилиндр, двойной конус и другие. Трубы располагаются рядами, причем не только вертикально, но и горизонтально. Каждый ряд обладает голосом какого-либо инструмента и называется регистром. Регистры в органе исчисляются десятками и сотнями.
Система управления органом – это исполнительский пульт, который иначе называют органной кафедрой. Здесь располагаются мануалы – ручные клавиатуры, педаль – клавиатура для ног, а также большое количество кнопок, рычажков, различных контрольных лампочек.
Рычажки, расположенные справа и слева, а также над клавиатурами, включают и выключают регистры инструмента. Количество рычагов соответствует количеству регистров инструмента. Над каждым рычагом устанавливается сигнализирующая контрольная лампочка: она загорается, если регистр включен. Функции некоторых рычажков дублируются кнопками, расположенными над ножной клавиатурой.
Также над мануалами находятся кнопки, которые имеют очень важное назначение – это память управления органом. При её помощи органист перед выступлением может запрограммировать порядок переключения регистров. При нажатии кнопок запоминающего механизма регистры инструмента включаются в определенном порядке автоматически.
История возникновения органа уходит своими корнями в далекое прошлое. Самым дальним предком органа была многоствольная флейта- флейта пана. Она состоит из нескольких трубочек разной длины, которые скреплены между собой. Каждая трубочка, если в нее подуть, издает только один звук определенной высоты. Чтобы сыграть мелодию нужно быстро перемещать поток воздуха по разным трубочкам.
Современный орган тоже, в какой-то мере, похож на огромную флейту пана.
Еще одним предком органа является волынка. Она уже ближе к нашему органу, потому что одновременно может издавать сразу несколько звуков. Равномерный поток воздуха в трубы поступает из кожаного мешка, на который волынщик нажимает рукой и периодически в него поддувает. Это уже довольно похоже на способ нагнетания воздуха в органном механизме.
В третьем веке до нашей эры греческий мастер Ктесибий из города Александрии изобретает музыкальный инструмент, который уже мало чем отличается от современного органа. Мастер называет свой инструмент гидравлосом (от греч. "гидра" - вода и "авлос" - труба, свирель). В нем напор поступающего в трубы воздуха достигался благодаря давлению столба воды. Звук гидравлоса был необычно сильным и пронзительным, поэтому его стали использовать греки и римляне на ипподромах и в цирках. Он очень быстро стал основным музыкальным инструментом, который звучал на всех крупных мероприятиях, а также использовался для домашнего музицирования. Стоил водяной орган дорого, владеть им могли только знатные жители. Постепенно инструмент распространился по Средиземноморью, в имперском Риме его звучание использовалось во время присяги при вступлении на государственную должность.
Единственный сохранившийся экземпляр, восстановленный по изображениям на древних мозаиках, можно увидеть в одном из музеев Будапешта. Он датирован 228 годом до н.э.
В первые века христианства водяной насос заменили воздушными мехами - устройствами для нагнетания воздуха, представляющими собой резервуар с клапанами, служащий для обеспечения непрерывной воздушной струи.
Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. В 666 году Папа Виталиан ввёл орган в католическую церковь.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. Тогда же в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.
Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.
В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.
Самый большой орган в мире:
В наше время концертный зал в г. Атлантик-Сити ( США) славится тем, что его главный орган считается самым большим в мире (455 регистра, 7 мануалов, 33112 труб). Скоро этот музыкальный инструмент отметит столетний юбилей, ведь его построила (а органы именно строят) в 1929–1932 годах компания «Midmer-Losh Organ Company».
Органы — духовые инструменты и для получения звука в них необходимо нагнетать воздух. Столетиями этим тяжелым делом занимались специальные люди — кальканты, которые работали большими мехами, похожими на кузнечные. Были попытки заменить работников лошадьми, соединив меха с воротами, но эта идея не прижилась. Запах конюшни проникал из машинного зала в концертный или в помещение храма, что раздражало ценителей музыки. Машины пришли на смену людям только в начале 20 века.
Поскольку на органе играют не только руками, но и ногами, органисты используют специальную обувь, максимально приспособленную для этих целей. Стандартных решений не существует, но есть обувь, которую называют «органные ботинки». Как правило, это пошитые на заказ туфли со скользкой тонкой подошвой из замши и широким каблуком.
Пошив такой индивидуальной пары — дорогое удовольствие, поэтому органисты и органистки предпочитают мужские танцевальные туфли. Некоторые виртуозы вообще предпочитают играть босиком, чтобы лучше чувствовать педали. Всемирно известную органистку Роду Скотт, не признающую обувь, даже называют «Босоногая леди».
Орган используется в богослужениях католиков и протестантов как аккомпанирующий и (реже) сольный инструмент. Нередко католическая или протестантская церковь используется в некотором смысле как декорированный концертный зал; в таких «залах» устраиваются концерты небогослужебной церковной музыки (например, в московском соборе Непорочного Зачатия), где наряду с другими инструментами (вплоть до симфонического оркестра) используется и орган. Органы устанавливаются в светских концертных залах, как правило, напротив партера, вдоль стены, ограничивающей эстраду (например, в Большом зале Московской консерватории). Нередко он используется не только как сольный, но и как ансамблевый и аккомпанирующий инструмент. Орган красиво звучит с камерным ансамблем, вокалистами, хором и симфоническим оркестром, Например, партии органа включены в партитуры таких замечательных произведений как «Поэма экстаза» и «Прометей» Александра Николаевича Скрябина, симфония № 3 Камиля Сен-Санса. Также орган звучит в программной симфонии «Манфред» Петра Ильича Чайковского. Стоит отметить, что хоть и не часто, но орган используется в оперных спектаклях таких как «Фауст» Шарля Гуно, «Садко» Николая Андреевича Римского-Корсакова, «Отелло» Джузеппе Верди, «Орлеанская дева» Петра Ильича Чайковского.
Георг Фридрих Гендель "Сарабанда"
Михаил Таривердиев "Хоральная прелюдия №2"
Составьте небольшое сообщение (примерно одна страница А4) о своем любимом музыкальном инструменте.