Полезные ссылки: начало темы, действе I.
Сегодня мы продолжаем смотреть фильм-оперу "Свадьба Фигаро" (режиссера Жан-Пьерр Поннеля.)
Второе действие происходит в покоях графини, грустящей по поводу потери расположения графа, ее мужа. Лирическая, полная тоскливого чувства ария графини "Бог любви" представляет контраст ко всему звучащему в опере ранее. Несмотря на мажорный лад (Ми бемоль мажор), придающий арии характер светлой, спокойной лирики, нисходящие секундовые интонации и медленный темп вносят элемент грусти.
За арией следует короткий разговор между графиней, Сюзанной и Фигаро - все они желают, чтобы граф вел себя гораздо лучше, то есть оставил в покое Сюзанну и больше обращал внимания на свою жену. Сюзанна, решили они, напишет письмо графу и назначит ему свидание поздно ночью в саду. Но явиться туда вместо графини должен будет паж Керубино, переодевшись в женское платье. В этот момент в саду появится сама графиня. Вот будет сюрприз для графа!
Входит Керубино (он еще не отправился в свой полк) и поет совершенно прелестную канцону (песню), которую сам написал. В канцоне "Сердце волнует жаркая кровь" выражена вся нежность и эмоциональность влюбленного мальчика.
Рифмованный перевод канцоны Керубино ("Сердце волнует жаркая кровь")
Сердце волнует жаркая кровь...
Кто объяснит мне, - это ль любовь?
Кто объяснит мне, - это ль любовь?
Слова иного я не найду,
странно и ново то, что терплю.
Это волненье - тяжко, легко ль -
И наслажденье и вместе боль!
То задыхаюсь, то трепещу!
Слов нежных, ласки жадно ищу!
То жар опасный душу томит,
то хлад ужасный кровь леденит...
Бледнею, таю день ото дня,
чего желаю, - не знаю я.
Но пусть страданья мне уж невмочь -
хочу любить я и день и ночь!..
Сердце волнует жаркая кровь...
Кто объяснит мне, - это ль любовь?
Кто объяснит мне, - это ль любовь?
Сердце волнует жаркая кровь...
Кто объяснит мне, - это ль любовь?
Кто объяснит мне, - это ль любовь?
Сюзанна начинает обряжать Керубино в женское платье, но ей трудно это сделать, поскольку юный нахал все время вертится. Неожиданно они слышат голос приближающегося графа. Он разгневан. Во время охоты он получил письмо в котором говорится, что графиня ему не верна, и решил вернуться раньше времени. На самом деле письмо отправил Фигаро, для того чтобы отвлечь графа от их с Сюзанной свадьбы. Граф требует открыть дверь в спальню графини, которую Сюзанна закрыла на всякий случай. Графиня медлит. Керубино скрывается в соседней комнате и при этом запирает за собой дверь...
В момент возвращения графа и графини в комнату, начинается финал.
В большом финале второго действия участвуют все действующие лица (кроме Керубино). Наряду с увеличением количества голосов (финал начинается дуэтом, а заканчивается септетом), нарастает и темп. В финале столкновение противостоящих друг другу действующих сил достигает наибольшей остроты. В нем нет деления на номера. Весь финал - это большая динамическая сцена со сквозным музыкальным развитием.
Начинался финал с дуэта - бурной сцены графа и графини, когда граф хочет взломать дверь комнаты. В момент появления из комнаты Сюзанны - дуэт превращается в трио. С появлением Фигаро трио становится квартетом. Фигаро весело предлагает начать свадебный праздник. Вошедший в комнату чуть позже садовник Антонио создает своей партией квинтет.
С приходом Марцелины, Базилио и Бартоло наступает последняя часть финала - септет. Марцелина - уже немолодая женщина и она настаивает на том, что Фигаро должен жениться на ней, а не на Сюзанне, но граф, от которого все зависит заявляет, что решит это позже. Действие завершается великолепным ансамблем в котором все одновременно комментируют эту сложную ситуацию.