Моцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с одиннадцатилетнего возраста. Но высшие его достижения в области оперного творчества относятся к последнем десятилетию (1782-1791). Моцарт писал оперы разных типов и жанров: зингшпиль ("Волшебная флейта") , оперы буффа ("Свадьба Фигаро", "Так поступают все"), оперы сериа ("Идоменей" "Милосердие Тита"), "Дон-Жуан", сочетающий в себе особенности музыкальной трагедии и комедии, не сводится ни к одному из этих типов.
(Зи́нгшпиль— музыкально-драматический жанр, распространённый в Германии и Австрии во второй половине XVIII века и начале XIX века; пьеса с музыкальными номерами или опера с разговорными диалогами (вместо речитативов), преимущественно комического содержания. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что зингшпиль был жанровым предшественником более современных водевиля и мюзикла.)
(О́пера-бу́ффа — итальянская комическая опера. Возникла в XVIII веке в противовес серьезной опере. Для этого жанра характерны небольшие масштабы, 2-3 действующих лица, подвижность действия, пародия)
О́пера-се́риа (итал. ореrа seria — серьёзная опера) — жанр итальянской оперы, возник в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Оперу-сериа создавали на основе героико-мифологического или легендарно-исторического сюжета с чётким распределением сценического действия и музыки. В музыке преобладали речитативы и большие виртуозные арии солистов, которые словно соревновались в мастерстве вокализации.
Моцарт был величайшим реформатором оперного искусства 18 века. Но свою реформу он никак не описывал теоретически. Моцарт создал иной тип музыкальной драматургии. Для него музыка являлась основой оперы. В одном из писем к отцу Моцарт писал, что "в опере поэзия должна быть послушной дочерью музыки". Но из этого не следует, что Моцарт не придавал большого значения либретто оперы (ее тексту). Напротив, оперная музыка Моцарта находится в полном единстве с развитием сценического действия.
О том, что Моцарт был чрезвычайно требователен к либретто своих опер, свидетельствуют его высказывания в письмах. Моцарт считал, что текст оперного либретто должен быть по возможности лаконичным, не затягивающим действие. Будучи твердо убежден в том, что оперное либретто - это не самостоятельное драматическое произведение, Моцарт настойчиво и упорно добивался полного соответствия его с задачами музыкальной драматургии при безраздельном господстве музыкального начала.
Как уже было сказано, Моцарт писал оперы в жанрах оперы сериа, оперы буффа и зингшпиля. Но при этом каждый из жанров Моцарт обновлял и обогащал путем привнесения элементов другого жанра. Так, например, "Свадьба Фигаро" написана в традициях оперы буффа, но не все в ней укладывается в рамки этого жанра, в частности, обе арии графини характерны скорее для оперы сериа.
Вместе стем основа стиля во всех операх Моцарта одна: венский классицизм. Это сказывается в мелодическом стиле, в возросшей роли оркестра, в приемах развития, особенно в больших ансамблевых сценах и финалах.
Действующие лица в операх Моцарта совершенно живые люди, с отдельными разнообразными характерами, с тонкими индивидуальными оттенками этих характеров.
Пьер-Огюстен Бомарше
Лоренцо да Понте
Это произведение было написано в самую лучшую пору жизни Моцарта зимой 1785-1786 года. Обращение автора к комедии Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро", положенной в основу либретто, было смелым шагом. Комедия в Вене была запрещена цензурой. Австрийский император разделял мнение короля Любовика XVI, который сказал о Бомарше: "Этот человек смеется над всем, что священно в государстве".
Только благодаря ухищрениям либреттиста, поэта Лоренцо да Понте, запрет удалось обойти, но главная идея комедии была сохранена - превосходство слуги над господином. Однажды поэт, придя к Моцарту, застал композитора в состоянии невероятного возбуждения. Он расхаживал по комнате и громко читал монолог Фигаро: "Вы считаете себя великим человеком, потому, что вы- вельможа! Знатность, богатство, высокое происхождение - вот источники подобного высокомерия! Что вы сделали для того, чтобы иметь столько благ? Дали себе труд родиться - и только!" В образе Фигаро Моцарт видел своего союзника в желании отомстить унижавшим его в Зальцбурге вельможам, высмеять их.
В комедии было все, чего хотел композитор, - запутанная интрига с переодеваниями, неузнаваниями, путаницей и неразберихой, и в то же время совершенно серьезное содержание, облеченное в блестящую, остроумную форму. Как будто желая зашифровать подлинную идею своей комедии, Бомарше предпослал ей двустишие из водевиля: "Тут смешался глас рассудка с блеском легкой болтовни". И Моцарта это тоже привлекло.
Сюжет произведения сводится к следующему: в доме графа Альмавивы готовится свадьба двух слуг - Фигаро и Сюзанны. Но графу самому нравится Сюзанна, и он всячески старается оттянуть свадьбу. Однако благодаря уму, находчивости и ловкости Фигаро удается обойти все преграды и одурачить своего господина. "Безумный" день, полный волнений и тревог, заканчивается веселой свадьбой.
Запишите в тетрадь:
"Свадьба Фигаро" Комическая опера в четырех действиях. Либретто Лоренцо да Понте по одноименной комедии Пьера Бомарше. Первое представление состоялось 1 мая 1786 г. в Вене.
Действующие лица
Граф Альмавива (баритон)
Графиня Розина, его жена (сопрано)
Фигаро, слуга графа (баритон или высокий бас)
Сюзанна, горничная графини (сопрано)
Марцелина, ключница (меццо-сопрано)
Керубино, паж (меццо-сопрано или драматическое сопрано)
Бартоло, доктор (бас)
Базилио, учитель музыки (тенор)
Курцио, судья (тенор)
Антонио, садовник (бас)
Барбарина, его дочь (сопрано)
Слуги графа, крестьяне, гости
Место действия: замок графа Альмавивы близ Севильи (Испания). Время: конец XVII века. Жанр - бытовая комическая опера (опера буффа).
В "Свадьбе Фигаро" Моцарту первому в истории музыкального театра удалось ярко и многосторонне раскрыть в действии живые индивидуальные характеры. Отношения, столкновение этих характеров определили многие черты музыкальной драматургии и придали гибкость, разнообразие ее оперным формам.
Майкл Келли, друг-ирландец Моцарта, исполнивший на премьере две теноровые роли в этой опере - Дона Базилио и Курцио, свидетельствует в своих мемуарах: "Никто никогда не имел более блистательного успеха, чем Моцарт со своей "Свадьбой Фигаро". Тетр был битком набит, многие номера пришлось повторять, так что оперу играли почти вдвое дольше, чем она должна была бы идти, но публика не переставала аплодировать и вызывать Моцарта." Результатом этого триумфа было то, что государь - император Иозеф - отдал распоряжение, чтобы повторялись лишь отдельные арии, а не концертные номера. Посетив Прагу в следующем году, Моцарт писал своему отцу, что повсюду слышатся мелодии из "Фигаро". Моцарт писал об этом барону фон Якину: "Здесь ни о чем другом не говорят, кроме как о "Фигаро", ничего не играют, не хвалят, не насвистывают и не напевают, кроме как "Фигаро", никаких других опер не слушают - только "Фигаро".
Моцарт представил слушателю оживленную пьесу - стремительно проносящийся маленький шедевр, столь же гармоничный, как сама опера, и необычайно живой.
Увертюра представляет собой симфоническое обобщение оперы. В нее не вошли темы оперы, но по характеру музыка эта родственна музыкальным образам оперы. Увертюра сразу вводит зрителей в атмосферу этого веселого и суматошного "безумного" дня.
Увертюра к опере написана в форме сонатного allegro без разработки. Главная партия увертюры решительна и энергична. Она сразу же рождает представление о главном герое оперы Фигаро, веселом, непоседливом и ловком.
А вот побочная партия близка образу Сюзанны. Она грациозна, изящна и не лишена лукавства.
Увертюра, главная партия
Увертюра, побочная партия
Моцарт создал в этой увертюре один из шедевров этого жанра, поэтому она пользуется огромной популярностью и часто исполняется в концертах как самостоятельное произведение. Давайте послушаем увертюру целиком:
Запишите определение оперы буффа, сериа и зингшпиль.
Какие оперы Моцарта вы знаете?
Пользовалась ли опера "Свадьба Фигаро" успехом после премьеры?
В какой форме написана увертюра к опере?
Дайте характеристику главной и побочной партии увертюры.