16 апреля Д/З:
Рисунок к сюите Э.Грига "Пер Гюнт".
Для тех ребят, кого не было на уроке и тем, кто хотел бы прослушать произведение еще раз предлагаю к просмотру видео:
IV четверть
Домашнее задание 15 января:
Посмотреть видео "Петя и волк", выполнить письменно задания:
Назовите композитора, который сочинил симфоническую сказку "Петя и волк".
Почему сказка называется "симфонической"?
Запишите всех героев сказки и инструменты, которые их изображают.
Какой герой музыкальной сказки помог Пете поймать волка?
Какими музыкальными инструментами озвучиваются выстрелы охотников?
Чем закончилась симфоническая сказка?
22 января. Д/З:
Готовиться к контрольной работе по теме "Музыкальные инструменты симфонического оркестра".
Для тех, кто много пропустил, прилагаю краткие сведения о музыкальных инструментах. Если нажать на изображение, оно откроется в новом окне:
29 января. Д/З:
Инструменты симфонического оркестра, в рамках нашей программы, мы изучали довольно долго. Пришло время проверить себя. Фотографию выполненной работы нужно прислать мне до 7 февраля в любой из мессенджеров или личные сообщения в ВКонтакте.
Задание первое. Ответьте на письменно на вопросы:
1) Какие инструменты входят в группу струнных смычковых инструментов?
2) Какие инструменты входят в группу деревянных духовых?
3) Какие инструменты входят в группу медных духовых?
4) Какими бывают ударные инструменты, если рассматривать их с точки зрения высоты звучания? Назови примеры.
5) Какой музыкальный инструмент в переводе означает «вязанка»?
6) Какой музыкальный инструмент были вынуждены закручивать несколько раз из-за его возрастающей длины?
7) Какой музыкальный инструмент называют королевой инструментов?
8) Самый низкий по звучанию струнный смычковый инструмент.
9) Как называется расширение на конце трубы?
10) У какого инструмента есть кулиса?
11) Из какого вида оркестров пришли в симфонический оркестр медные духовые инструменты?
12) По этому музыкальному инструменту настраивают оркестр.
13) Какой музыкальный инструмент и клавишный, и ударный и струнный одновременно?
14) Что такое трость?
15) Этот медный духовой долго служил сигнальным инструментом. Его голос открытый, летящий.
16) Тембр этого деревянного духового инструмента глубокий, но слегка гнусавый.
17) Этому медному духовому инструменту почти никогда не достается сольных партий из-за неповоротливости звуков.
18) К какой группе инструментов относят саксофон?
19) Приём игры на струнном смычковом инструменте щипком.
20) А у этого музыкального инструмента голос колокольчиков, но при этом он клавишный и ударный.
Задание второе. Распечатайте картинку и соедините стрелочками изображения инструментов с их названиями.
Если нет возможности распечатать картинку, то можно написать название инструмента и букву, которая соответствует его изображению. (Будьте внимательны с инструментами под буквами "Г" и "Ж". Убедитесь, что все рассмотрели и поняли правильно. При нажатии на картинку, она откроется в другом окне)
Задание третье. Посмотрите видео и постарайтесь определить звучащие инструменты.
В некоторых номерах звучит пара инструментов: солирующий и аккомпанирующий. Достаточно назвать солирующий инструмент, но если назовете оба, то будет + к оценке.
5 февраля. Д/З:
Выполненное домашнее задание нужно прислать 12 февраля (в день урока).
Тема сегодняшнего урока "Музыкальная форма. Простые музыкальные формы".
Внимательно посмотрите видео и запишите в тетрадь определения:
Видео 1.
1) Музыкальная форма, элементы музыкальной формы.
2) Период, период повторного и неповторного строения. Запишите определения и буквенные схемы.
3) Простая двухчастная форма (безрепризная и репризная). Запишите определения и буквенные схемы.
4) Простая трехчастная форма (с контрастной серединой и однотемная, безрепризная). Запишите определения и буквенные схемы.
Видео 2. (3:15-9:47)
5) Цезура.(Видео 2)
6) Куплетная форма (Видео 2).
7) Куплетно-припевная форма (Видео 2).
Кратко повторить материал можно по учебнику М. Шорниковой "Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры", стр.131-135
12 февраля. Д/З. Выполненную домашнюю работу нужно прислать 19 февраля (в день урока)
Прочитайте тему "Сложные формы" с начала и до раздела с формой рондо.
Пояснения к теме. Так как текст в этой теме писала не я, то к нему нужны небольшие пояснения по темам, которые мы еще не затрагивали в сольфеджио. В разделе со сложной трехчастной формой встречаются упоминания одноименной тональности и тональности субдоминанты, модулирующего периода и квинты.
Одноименными называются пара тональностей у которых одна тоника, но разные лады. Например: До мажор и до минор, Ми мажор и ми минор, Соль мажор и соль минор и так далее.
Субдоминантой называется четвертая ступень лада. Если мы найдем 4 ступень в любой тональности и этот звук примем за первую ступень новой тональности- у нас получится тональность субдоминанты. Например: в До мажоре четвертая ступень - Фа. Фа мажор - тональность субдоминанты для До мажора.
Таким образом в абзаце сказано, что если первая часть произведения, например, в До мажоре, то вторая часть будет либо в до миноре, либо в Фа мажоре.
Модулирующий период- период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой.
Квинта - созвучие из двух звуков, которое охватывает 5 ступеней.
Письменно ответьте на вопросы:
Как образуются сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы и в каких жанрах музыки они встречаются чаще?
Какая форма называется сложной двухчастной?
Приведите примеры сложной двухчастной формы в музыке.
Какая форма называется сложной трехчастной? Какие части сложной трехчастной формы обычно контрастируют друг другу?
Запишите схему сложной трехчастной формы с фото ниже.
Посмотрите видео ниже. Дайте определение форме рондо. Какова его буквенная схема?
Приведите примеры формы рондо в классической музыке.
Посмотрите видео ниже. Дайте определение форме вариации. Какова ее буквенная схема?
Продолжите предложение. Вариации бывают мелодическими, жанровыми...
Приведите примеры формы вариаций в классической музыке.
19 февраля. Д/З.
Здравствуйте, ребята. Я ОЧЕНЬ надеялась, что в эту субботу (19 февраля) наше дистанционное обучение закончится и мы встретимся в классе. Но, увы, нам продлили дистант еще на неделю. Это очень неудобно и плохо, но, к сожалению, не в нашей власти. Поэтому для нас сейчас самое главное не забыть все то, что мы проходили очно. Если у вас возникают трудности с решением заданий, что-то не получается, не расстраивайтесь - мы все обговорим при встрече. Также вы можете позвонить мне или написать и договориться о встрече онлайн. Я отвечу на все ваши вопросы и подскажу как делать задания! Главное- не опускать руки!
Выполненные домашние работы присылайте мне 26 февраля. Если вы не успели выслать работы, которые я публиковала ранее, ничего страшного - присылайте их тоже.
В классе мы обсудим все музыкальные формы с которыми вы познакомились, послушаем и проанализируем примеры.
Сегодня познакомьтесь с сонатной формой. Для этого ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотрите небольшое, но интересное видео:
Форма сонатного allegro (поскольку она обычно пишется в темпе allegro) или сонатная форма часто встречается в первых и последних частях сонаты, симфонии и концерта. Вся композиция сонатной формы делится на три раздела, и это очень похоже на развитие пьесы в драматическом театре.
ЭКСПОЗИЦИЯ.
Сначала композитор как бы знакомит нас с действующими лицами - темами. Этот раздел называется "Экспозиция" - "изложение, показ." Тем бывает не меньше двух. Первую называют главной (главная партия - ГП), вторую - побочной (побочная партия - ПП). Они как бы взаимодействуют между собой характером, тональностью. Между ними может располагаться связующая партия (СП), а после побочной партии может звучать заключительная (заключительная партия ЗП).
Главная партия — чрезвычайно важная составляющая экспозиции. Она — основа будущего конфликта и развития. Тема главной партии в большинстве примеров выражает основную мысль произведения. Она часто состоит из двух или более контрастных элементов.
Гармоническая функция главной партии — обеспечить главенство тоники главной тональности. Эта функция также чрезвычайно важна, так как тоника вернётся теперь только в репризе, а до этого количество устойчивых разделов минимально. Поэтому в главной партии тоника должна быть выражена явно, чтобы форма имела внутреннее стремление к ней в репризе.
Связующая партия — неустойчивый раздел, в этом она противопоставляется главной. Роль связующей партии — совершить переход от главной партии к побочной, как в гармоническом плане (поскольку побочная партия имеет новую тональность), так и в тематическом (побочная партия часто образно контрастна главной).
Побочная партия - появляется в результате развития материала главной партии. Однако, она часто во всем противостоит главной: в гармонии, тематизме, образности. Она часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке.
Главная гармоническая функция побочной партии — установление новой тональности. В абсолютном большинстве случаев это тональности доминантового направления ( тональность V ступени лада) или параллельная (параллельными называются тональности с одинаковыми знаками, но разными ладами и тониками. Например, До мажор и ля минор - у обоих знаков нет, звукоряд у них общий, но одна гамма начинается с ноты до, а другая с ля при этом от до получается мажор, а от ля - минор).
Функция заключительной партии - закрепить достигнутое в экспозиции. Она в некоторой степени обобщает весь материал экспозиции. Для нее характерно использование элементов предшествующих партий, в большинстве случаев главной и связующей, которые представлены в различных комбинациях.
РАЗРАБОТКА.
И так, мы познакомились с "героями", произошла завязка драмы. Далее начинается ее развитие. Второй раздел сонатной формы называется разработка. Этот раздел наиболее конфликтный и наименее устойчивый. Темы в нем могут звучать не целиком, из них выделяются отдельные мотивы, фразы. Здесь нет определенного порядка в чередовании тем. Поэтому они переплетаются, сталкиваются, видоизменяются, борются друг с другом. В этом процессе происходит множество переходов в различные тональности. Это ощущение движения, динамичности, неустойчивости, борьбы в конце разработки достигает кульминации, и мы ждем, когда же наступит равновесие и придет покой.
РЕПРИЗА.
Они наступают в третьем разделе сонатной формы- репризе. Здесь повторяются основные темы, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Также как в жизни, пройдя развитие, темы могут несколько изменить свой характер. Они могут стать ближе друг к другу, или, наоборот, стать контрастнее. Все музыкальные темы в репризе звучат в основной тональности.
Также в сонатной форме часто используются вступление и кода.
В коде используют фрагменты наиболее важных тем. Её функция — это обобщение материала, высказывание результата, «вывода» всего произведения.
26 февраля. Д/З.
Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы говорили о сонатной форме. Сегодня мы остановимся на ней подробнее. Для этого прочтите и послушайте разбор первой части симфонии №103 австрийского композитора Йозефа Гайдна (1732-1809). Запишите основные характеристики: темы вступления; главной партии; побочной партии; раздела разработки, репризы.
(вторую часть симфонии слушать пока не нужно)
III четверть