14 апреля Д/З:
Рисунок к сюите Э.Грига "Пер Гюнт".
Для тех ребят, кого не было на уроке и тем, кто хотел бы прослушать произведение еще раз предлагаю к просмотру видео:
IV четверть
14 января. Д/З:
Посмотреть видео "Петя и волк", выполнить письменно задания:
Назовите композитора, который сочинил симфоническую сказку "Петя и волк".
Почему сказка называется "симфонической"?
Запишите всех героев сказки и инструменты, которые их изображают.
Какой герой музыкальной сказки помог Пете поймать волка?
Какими музыкальными инструментами озвучиваются выстрелы охотников?
Чем закончилась симфоническая сказка?
20 января. Д/З:
Готовиться к контрольному уроку по теме "Музыкальные инструменты симфонического оркестра"
Для тех, кто много пропустил, прилагаю краткие сведения о музыкальных инструментах. Если нажать на изображение, оно откроется в новом окне:
(Для самых любознательных публикую дополнительное видео о том, как изготавливают гитары)
3 февраля. Д/З:
Выполненную домашнюю работу нужно прислать 10 февраля (в день урока)
Тема сегодняшнего урока "Музыкальная форма. Простые музыкальные формы".
Внимательно посмотрите видео и запишите в тетрадь определения:
Видео 1.
1) Музыкальная форма, элементы музыкальной формы.
2) Период, период повторного и неповторного строения. Запишите определения и буквенные схемы.
3) Простая двухчастная форма (безрепризная и репризная). Запишите определения и буквенные схемы.
4) Простая трехчастная форма (с контрастной серединой и однотемная, безрепризная). Запишите определения и буквенные схемы.
Видео 2. (3:15-9:47)
5) Цезура.(Видео 2)
6) Куплетная форма (Видео 2).
7) Куплетно-припевная форма (Видео 2).
Кратко повторить материал можно по учебнику М. Шорниковой "Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры", стр.131-135
10 февраля. Д/З. Выполненную домашнюю работу нужно прислать 17 февраля (в день урока)
Прочитайте тему "Сложные формы" с начала и до раздела с формой рондо.
Пояснения к теме. Так как текст в этой теме писала не я, то к нему нужны небольшие пояснения по темам, которые мы еще не затрагивали в сольфеджио. В разделе со сложной трехчастной формой встречаются упоминания одноименной тональности и тональности субдоминанты, модулирующего периода и квинты.
Одноименными называются пара тональностей у которых одна тоника, но разные лады. Например: До мажор и до минор, Ми мажор и ми минор, Соль мажор и соль минор и так далее.
Субдоминантой называется четвертая ступень лада. Если мы найдем 4 ступень в любой тональности и этот звук примем за первую ступень новой тональности- у нас получится тональность субдоминанты. Например: в До мажоре четвертая ступень - Фа. Фа мажор - тональность субдоминанты для До мажора.
Таким образом в абзаце сказано, что если первая часть произведения, например, в До мажоре, то вторая часть будет либо в до миноре, либо в Фа мажоре.
Модулирующий период- период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой.
Квинта - созвучие из двух звуков, которое охватывает 5 ступеней.
Письменно ответьте на вопросы:
Как образуются сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы и в каких жанрах музыки они встречаются чаще?
Какая форма называется сложной двухчастной?
Приведите примеры сложной двухчастной формы в музыке.
Какая форма называется сложной трехчастной? Какие части сложной трехчастной формы обычно контрастируют друг другу?
Запишите схему сложной трехчастной формы с фото ниже.
Посмотрите видео ниже. Дайте определение форме рондо. Какова его буквенная схема?
Приведите примеры формы рондо в классической музыке.
Посмотрите видео ниже. Дайте определение форме вариации. Какова ее буквенная схема?
Продолжите предложение. Вариации бывают мелодическими, жанровыми...
Приведите примеры формы вариаций в классической музыке.
17 февраля. Д/З.
Здравствуйте, ребята. Я ОЧЕНЬ надеялась, что в эту субботу (19 февраля) наше дистанционное обучение закончится и мы встретимся в классе. Но, увы, нам продлили дистант еще на неделю. Это очень неудобно и плохо, но, к сожалению, не в нашей власти. Поэтому для нас сейчас самое главное не забыть все то, что мы проходили очно. Если у вас возникают трудности с решением заданий, что-то не получается, не расстраивайтесь - мы все обговорим при встрече. Также вы можете позвонить мне или написать и договориться о встрече онлайн. Я отвечу на все ваши вопросы и подскажу как делать задания! Главное- не опускать руки!
Выполненные домашние работы присылайте мне с 24 февраля. Если вы не успели выслать работы, которые я публиковала ранее, ничего страшного - присылайте их тоже.
В классе мы обсудим все музыкальные формы с которыми вы познакомились, послушаем и проанализируем примеры.
Сегодня познакомьтесь с сонатной формой. Для этого ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотрите небольшое, но интересное видео:
Форма сонатного allegro (поскольку она обычно пишется в темпе allegro) или сонатная форма часто встречается в первых и последних частях сонаты, симфонии и концерта. Вся композиция сонатной формы делится на три раздела, и это очень похоже на развитие пьесы в драматическом театре.
ЭКСПОЗИЦИЯ.
Сначала композитор как бы знакомит нас с действующими лицами - темами. Этот раздел называется "Экспозиция" - "изложение, показ." Тем бывает не меньше двух. Первую называют главной (главная партия - ГП), вторую - побочной (побочная партия - ПП). Они как бы взаимодействуют между собой характером, тональностью. Между ними может располагаться связующая партия (СП), а после побочной партии может звучать заключительная (заключительная партия ЗП).
Главная партия — чрезвычайно важная составляющая экспозиции. Она — основа будущего конфликта и развития. Тема главной партии в большинстве примеров выражает основную мысль произведения. Она часто состоит из двух или более контрастных элементов.
Гармоническая функция главной партии — обеспечить главенство тоники главной тональности. Эта функция также чрезвычайно важна, так как тоника вернётся теперь только в репризе, а до этого количество устойчивых разделов минимально. Поэтому в главной партии тоника должна быть выражена явно, чтобы форма имела внутреннее стремление к ней в репризе.
Связующая партия — неустойчивый раздел, в этом она противопоставляется главной. Роль связующей партии — совершить переход от главной партии к побочной, как в гармоническом плане (поскольку побочная партия имеет новую тональность), так и в тематическом (побочная партия часто образно контрастна главной).
Побочная партия - появляется в результате развития материала главной партии. Однако, она часто во всем противостоит главной: в гармонии, тематизме, образности. Она часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке.
Главная гармоническая функция побочной партии — установление новой тональности. В абсолютном большинстве случаев это тональности доминантового направления ( тональность V ступени лада) или параллельная (параллельными называются тональности с одинаковыми знаками, но разными ладами и тониками. Например, До мажор и ля минор - у обоих знаков нет, звукоряд у них общий, но одна гамма начинается с ноты до, а другая с ля при этом от до получается мажор, а от ля - минор).
Функция заключительной партии - закрепить достигнутое в экспозиции. Она в некоторой степени обобщает весь материал экспозиции. Для нее характерно использование элементов предшествующих партий, в большинстве случаев главной и связующей, которые представлены в различных комбинациях.
РАЗРАБОТКА.
И так, мы познакомились с "героями", произошла завязка драмы. Далее начинается ее развитие. Второй раздел сонатной формы называется разработка. Этот раздел наиболее конфликтный и наименее устойчивый. Темы в нем могут звучать не целиком, из них выделяются отдельные мотивы, фразы. Здесь нет определенного порядка в чередовании тем. Поэтому они переплетаются, сталкиваются, видоизменяются, борются друг с другом. В этом процессе происходит множество переходов в различные тональности. Это ощущение движения, динамичности, неустойчивости, борьбы в конце разработки достигает кульминации, и мы ждем, когда же наступит равновесие и придет покой.
РЕПРИЗА.
Они наступают в третьем разделе сонатной формы- репризе. Здесь повторяются основные темы, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Также как в жизни, пройдя развитие, темы могут несколько изменить свой характер. Они могут стать ближе друг к другу, или, наоборот, стать контрастнее. Все музыкальные темы в репризе звучат в основной тональности.
Также в сонатной форме часто используются вступление и кода.
В коде используют фрагменты наиболее важных тем. Её функция — это обобщение материала, высказывание результата, «вывода» всего произведения.
24 февраля. Д/З.
Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы говорили о сонатной форме. Сегодня мы остановимся на ней подробнее. Для этого прочтите и послушайте разбор первой части симфонии №103 австрийского композитора Йозефа Гайдна (1732-1809). Запишите основные характеристики: темы вступления; главной партии; побочной партии; раздела разработки, репризы.
(вторую часть симфонии слушать пока не нужно)
III четверть