Здравствуйте, ребята. Сегодня вы будете слушать музыку замечательного немецкого композитора Роберта Шумана.
Роберт Шуман жил очень давно. Он родился 200 лет назад в 1810 году. С детства он проявил свою одарённость – писал стихи и пьесы, изучал иностранные языки, пытался сочинять для фортепиано. С 13 лет руководил школьным оркестром, который сам организовал из товарищей, для которого сам писал музыкальные и хоровые пьесы. Несмотря на такую одарённость, мать настояла, чтобы Роберт получил юридическое образование. Но любовь к музыке одержала победу и Шуман решил полностью посвятить себя любимому делу и стать пианистом-виртуозом. В тайне от своего учителя, он даже разработал собственную методику развития пальцевой беглости на инструменте, для чего сконструировал специальное механическое устройство, которое сыграло роковую роль в его судьбе. Такая тренировка пальцев привела к неизлечимому заболеванию правой руки. Шуману пришлось отказаться от своей мечты стать виртуозом, и он решил все свои силы отдать сочинению музыки.
Судьба распорядилась так, что лишившись возможности выступать, он стал много сочинять, а знакомила публику с этими сочинениями его жена – Клара, блестящая пианистка и дочь учителя Шумана.
Семья Шуманов очень много гастролировала. Они даже были на гастролях в нашей стране. Русские очень тепло принимали знаменитую пару. А русские композиторы пропагандировали музыку Шумана и давали ей высокую оценку.
К сожалению Роберт Шуман прожил недолгую жизнь, в конце жизни он серьезно болел, но продолжал сочинять до последних минут.
Все вы – пока ещё дети. Мир детей отличается от мира взрослых. Каждый день вам приходится сталкиваться со специальными, созданными только для вас, вещами. Это детские книжки, детские игры, детские фильмы и мультфильмы. Вы носите детскую одежду, и она отличается от взрослой, едите и пьёте из детской посуды. А как вы считаете, существует ли детская музыка? И если существует, то что же это такое?
Вы встречаетесь с детской музыкой каждый день. На музыкальных занятиях поёте песенки, которые написали детские композиторы. Вы слышите детскую музыку по радио, по телевидению в специальных детских передачах.
Детской мы называем музыку, написанную композиторами специально для вас. Чаще всего, когда взрослые начиняют сочинять что-нибудь для детей – музыку, стихи, рассказы, сказки, то они это делают для собственных сыновей или дочек, внуков или племянников.
Роберт Шуман тоже писал музыку для своих детей. У него их было пятеро, и старшие учились играть на музыкальных инструментах. В те далекие времена, когда жил Шуман, когда детская музыка только начинала создаваться, в большой моде были самые разнообразные альбомы. Их красочно оформляли, клали в гостиной на видное место. Гости записывали в альбом красивым почерком стихи, пожелания, комплименты, шутки, а также рисовали шуточные портреты и картинки.
Вот так и в альбоме Шумана под одной обложкой собраны самые разнообразные пьесы. О чём они? Жена Шумана вспоминала, что Роберт Шуман очень любил наблюдать за детскими играми, за всем происходящим вокруг, а свои наблюдения превращал в музыку. В таком альбоме были записаны пьески, которые дети могли не только слушать в исполнении мамы, но и исполнить сами, даже если только начинают обучаться игре на фортепиано. Постепенно дети подрастали и появлялись новые пьесы, более сложные для исполнения, так появилась вторая часть альбома.
Сборник пьес был издан под названием «Альбом для юношества». Он вышел в виде роскошного издания с золотыми буквами и картинками. В итоге он включил в себя 43 фортепианные пьесы и был издан в декабре 1848 г.
Пьесы эти очень различны по исполнительским трудностям и по содержанию.
Давайте перелистаем страницы этого альбома и познакомимся с замечательной музыкой, а через неё и с жизнью детей той эпохи. Ведь недаром сам композитор замечал, что альбом возник «из самой гущи семейной жизни»
«Марш солдатиков» - вторая пьеса альбома. Он помещён в самое начало, потому что ему придаётся очень большое значение. Почему же?
Это сейчас нашу жизнь сопровождает музыка. Мы слышим её по радио и телевизору. Иногда она даже очень громко звучит на улице или из проезжающих автомобилей. А вот раньше, когда не было звукозаписывающей техники, всё было по-другому. Горожан окружала тишина, которую нарушали только цокот лошадиных копыт, да скрип проезжающей повозки, лай собаки или хлопанье дверей, крики разносчиков товаров и другие различные шумовые звуки. А вот живая звучащая музыка была большой редкостью. Её исполнение было целым событием для города. Только по праздникам или выходным дням на площади или в парке звучал военный оркестр. Да и это было лишь в тех городах, где располагался военный гарнизон. Выступление оркестра всегда ждали с большим нетерпением. Ну, а у военного оркестра главным музыкальным жанром является, конечно, марш.
«Марш» Шумана – очень энергичный, бодрый, с чётким «рубленым» ритмом. Но он не тяжеловесный, а лёгкий и прозрачный из-за большого количества пауз. Это придаёт ему оттенок «детскости». Мы как бы видим марширующих детей, которые играют в военных.
Следующая пьеса называется «Бедный сиротка». Сирота – это ребёнок, оставшийся без родителей. Сиротами оставались дети и из богатых и из бедных семей. Судьба бедняков была нелёгкой. Они воспитывались в специальных приютах и лишены были родного крова и любви родителей. Детей одевали в одинаковую одежду, у них не было ни игрушек, ни сластей. Воспитатели относились к ним очень сурово. Во время своей поездки в Россию Роберт и Клара Шуман посетили такой приют в Москве. Тяжёлая сиротская доля нашла свой отклик в пьесе «Бедный сиротка». Глубоко печальная музыка проникнута жалобными, скорбящими интонациями, напоминающими всхлипывающий плач, а по скупому и размеренному ритму – траурный марш.
В «Альбоме для юношества» есть две пьесы, музыка которых рассказывает нам о всадниках. Но ведь верховая езда на лошади случается при разных обстоятельствах. Охотник скачет верхом, преследуя загнанного зверя. Цирковой артист скачет по арене, выполняя головокружительные трюки перед публикой. А мальчик скачет верхом на палочке, только играя в настоящего всадника. Каждый раз характер скачки и настроение у наездника будут разными. Так и у Шумана пьесы получились совсем не похожими друг на друга.
Первая из них «Смелый наездник». Характер музыки немного озорной: мальчишка оседлал палочку, как коня, и во весь опор скачет по комнате. Он подстёгивает свою «лошадку» прутиком, то и дело налету натыкаясь то на стол, то на дверь. Оттого в музыке мы слышим внезапные акценты.
Совсем иного характера пьеса «Всадник». Перед нами разворачивается картина настоящей стремительной скачки. Вся музыка пронизана неуклонным поступательным движением с очень чётким ритмом. Она полна напряжения и тревоги. Резкие смены очень тихого и очень громкого звучания производят ощущение неожиданной опасности. В конце пьесы долго слышится затихающий топот лошадиных копыт, как будто всадник скрывается вдали.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведением Роберт Шумана "Альбом для юношества".
№10 «Весёлый крестьянин»
Широко льющаяся мелодия произведения исполнена бодрости и радости. Ведь нелёгкая работа в поле закончена, и теперь крестьянину можно отдохнуть. Он поёт свою песню не слишком быстро. Ведь крестьяне всё делают не спеша, основательно, даже когда танцуют или поют. Мы слышим, как в первой части запевает песню один голос, а во второй части ему подпевает голос повыше. Голос звучит в басу и дублируется в верхнем голосе, как будто поют отец с сыном – ведь крестьянские дети часто помогали своим родителям работать в поле. Песня крестьянина удивительно тонко передаёт деревенский колорит.
№11 «Сицилианская песня»
А сейчас мы свами отправимся в небольшое путешествие и вместе с загадочной "Сицилианой" отправимся в Италию. Сицилианами называются вокальные или инструментальные пьесы, возможно происходящие от сицилийского народного танца. Для них характерно ровное спокойное движение, певучесть и легкая грусть. Но ремарка Шумана к этой пьесе вводит нас в замешательство. Она переводится как "плутовато, жуликовато". Что же композитор хотел нам рассказать? Возможно, это намек на те впечатления, с которыми возвращались из Италии немецкие путешественники того времени. Они отмечали, что там неистовая и неугомонная жизнь, а еще очень принято обманывать иностранцев.
№12 «Дед Мороз»
Сейчас мы послушаем пьесу, название которой - «Дед Мороз». Как вы полагаете, какой должна быть музыка? Весёлая, немного шутливая и обязательно добрая. Ведь доброта – это главное качество Деда Мороза, приносящего маленьким детям целый мешок чудесных подарков и зажигающего разноцветные огоньки в Новогодний праздник. А теперь послушайте первые такты пьесы Шумана «Дед Мороз».
Что это? Ещё одни сюрприз композитора? Ведь музыка совершенно не соответствует характеру добродушного Деда Мороза. А может быть, Шуман ошибся или не сумел правильно изобразить в музыке румяного и улыбающегося старичка, с удовольствием играющего с детьми? Ведь вместо него получается сердитый и злобный старик, нагоняющий страх не только на маленьких детей. Музыка звучит очень сурово, резко, с акцентами, напоминающими хлёсткие оплеухи. Какую же загадку преподнёс нам Шуман?
Ответ таится в неточном переводе названия пьесы. В немецком языке она называется «Кнехт Рупрехт» - в буквальном переводе означает «Слуга Рупрехт», и вовсе не Дед Мороз, который назывался бы Санта Клаусом. Так кто же такой «Слуга Рупрехт» и какое отношение он имеет к Санта Клаусу?
У нас в России Дед Мороз традиционно приходит в Новый год со своей помощницей – внучкой Снегурочкой. В Чехии Дед Мороз (по-чешски Микулаш) приходит в рождество со своим помощником – чёртиком в красном плаще, который звонит в колокольчик, чтобы Микулашу открыли двери.
В Германии же, в той стране, где жил Шуман, Санта Клауса сопровождает слуга Рупрехт, сердитый и злобный персонаж, который носит с собой розги для детей, который плохо себя ведут или не слушаются родителей. Он ходит шаркающей походкой в обсыпанном снегом длиннополом тулупе мехом наружу; лицо его выпачкано сажей. Вместо подарка Рупрехт может подсунуть непослушным детям кусок угля или мороженую картофелину. Именно его и изобразил Шуман в своей пьесе. Но в коротком названии нельзя объяснить, кто такой слуга Рупрехт, а похожего персонажа в России нет. Вот переводчику и пришлось заменить его Дедом Морозом, что вовсе не соответствует замыслу Шумана.
Теперь становится понятно, почему в крайних частях пьесы, рисующих портрет Рупрехта, такая «сердитая» и угрожающая музыка. А в середине можно представить себе детей, испугавшихся его появления. И всё-таки пьеса заканчивается просветлённо. Ведь слуга Рупрехт всего лишь забавный персонаж рождественских обрядов и не может испортить чудесную атмосферу праздника.
№16 «Первая утрата»
Пожалуй, самая нежная и задушевно-грустная пьеса «Альбома», рассказывающая нам о детских переживаниях и огорчениях, - это «Первая утрата». Её появление было связано с реальным событием. В семье Шуманов жила в клетке птичка – чижик. Дети всегда очень радовались ей. Однажды они нашли птичку бездыханной, лежащей лапками кверху. Слово «утрата» и означает потерю какого-то близкого существа. Печально-трогательная красивая мелодия передаёт глубокое переживание и горе детей, которым впервые пришлось столкнуться с такими чувствами.
№25 «Отзвуки театра»
В этой пьесе отражено то состояние, которое рождается в душе ребенка при первом знакомстве с театральным миром. Восторг перемешан с испугом от нахлынувших новых впечатлений. В музыке ярко выражена взволнованная атмосфера.
Эта пьеса является одной из лучших в сборнике. Уже само название говорит о том, что образ театра встает преломленным сквозь призму сознания человека.
Посещение театра ребенком – явление всегда волнующее, впечатляющее. Ни в одной другой пьесе сборника не найти такого яркого эмоционального контраста между образами крайних частей и серединой. Первая часть – это предчувствие того праздника, который нас ожидает. Тема звучит взволнованно, как бы подготавливает нас к театральному действу. Середина – это фанфары, под которые открывается занавес и начинается спектакль. Заключительная часть – лёгкая грусть, трепет от просмотра действия, но заканчивается пьеса приподнятым настроением. Это яркий восклицательный знак от просмотра спектакля.
Наше путешествие по «Альбому для юношества» заканчивается. Мы услышали много очень хорошей музыки. Так достоверно выразить в музыке тончайшие краски человеческого настроения мог только великий композитор, имя которому – Роберт Шуман.
Материал создан на основе лекции с сайта https://infourok.ru