Йозеф Гайдн вошел в историю музыкального искусства как один из самых светлых и гармоничных художников. Он не был философом, но выработал свое собственное понимание жизни, основанное на оптимизме. Это гармоничное мироощущение наложило отпечаток на его музыку.
Гайдн был великим мастером, и стремление к мастерству отличало его всю жизнь. Ему доставляли радость сама работа, ощущение ее слаженности. Он всегда с удивительным простодушием радовался жизни, и эту радость переносил в свою музыку.
Гайдн прожил долгую жизнь, за которую написал огромное количество произведений: более 100 симфоний, свыше 80 квартетов, 52 сонаты для клавира, почти три десятка опер, оратории и много других произведений.
Именно его называют "отцом" симфонии и квартета. Конечно, он не был первооткрывателем. Симфонии и квартеты писали композиторы и до него. Но Гайдн сумел придать этим жанрам классическую законченность и совершенство.
Гайдн является одним из трех представителей "Венской классической школы".
Партитура «Боже, храни императора Франца», написанная рукой Йозефа Гайдна
Но начало его жизни не предвещало такой яркой музыкальной карьеры.
Гайдн Йозеф родился 1 апреля 1732 года в крестьянской семье в селе Рорау (восточная часть Нижней Австрии близ Вены). Его отец был каретным мастером, а мать служила кухаркой в одном из графских поместий села Рорау. Детей в семье было 17 и родители не могли дать им хорошее образование. Но зато им привили прочные нравственные понятия, которые подготовили Гайдна к нелегкой самостоятельной жизни. Но главное, сама атмосфера семьи, дружная, доброжелательная, сам уклад деревенской жизни определили характер молодого человека.
Родители Гайдна увлекались пением. Сам он, вспоминая о детских временах, писал, что его отец очень любил музыку и играл на арфе, даже не зная нот. В семье быстро заметили музыкальные способности мальчика и отправили его обучаться музыке к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае.
В 1740 году, когда Йозефу было семь лет, его случайно услышал директор капеллы венского собора св. Стефана Георг фон Ройттер. Он определил талантливого мальчика в капеллу, где Гайдн пел в хоре в течение следующих девяти лет. Продолжая свое музыкальное образование, он также учился играть на скрипке и клавесине. Хор капеллы выступал помимо церкви и на городских празднествах и даже участвовал в придворных торжествах.По мере развития музыкальных способностей, ему стали поручать трудные сольные партии, которые он исполнял с большим успехом.
В 1749 у Йозефа пропал голос и ему пришлось оставить хоровое пение. Далее следовали нелегкие годы биографии Гайдна Йозефа, когда он еле сводил концы с концами. Какой только работой не приходилось заниматься молодому музыканту, чтобы прокормить себя. Сочинениями и изучением теории композиции Гайдн занимался в основном по ночам. Сам Гайдн в своих воспоминаниях писал, что в то время его охватывали сомнения в его композиторском таланте.
Это продолжалось до того пока он не стал учеником Никола Порпоры, давшим ему основы композиторского искусства. Молодой человек бесплатно прислуживал ему, чистил по утрам его костюм и башмаки, приводил в порядок его старомодный парик. С трудом добивался он расположения старика и в виде награды изредка получал от него полезные музыкальные советы.
В то же время несколько произведений молодого композитора уже были замечены и даже изданы. Первыми крупными произведениями Гайдна были две мессы brevis, Фа мажор и Соль мажор, написанные Гайдном в 1749 году и опера «Хромой бес». В тот период им были также сочинено около десятка квартетов.
В 1759 Гайдн получает должность капельмейстера при дворе графа Фердинанда Максимилиана Морцина в Чехии. Он получает в свое распоряжение небольшой оркестр, для которого сочиняет свои первые симфонии.
В 1760 Гайдн женился на Марии-Анне Келлер, которая была дочерью парикмахера графа Морцина. Их союз оказался бездетным и, как признавался сам Гайдн, неудачным.
Вскоре граф Морцин распускает свою капеллу, и в мае 1761 года Гайдн становится вице-капельмейстером у князя Пауля Антона Эстерхази в имении Эйзенштадт (недалеко от Вены). Это стало судьбоносным событием его биографии: Эстерхази были влиятельными и могущественными аристократами. В обязанности Гайдна входило сочинение музыки и руководство оркестром, а также постановка опер. Он служил при дворе Эстерхази почти тридцать лет!! За это время Гайдн сочинил много произведений и получил широкую известность. Его слава распространилась по Европе, а написанная им музыка разлетелась по многим австрийским монастырям. Сочинения Гайдна публиковались парижскими издателями без согласия автора, чего он даже не подозревал.
Жизнь Гайдна в это время была внешне крайне однообразной. Но она была заполнена музыкой, составлявшей ее смысл.
В обязанности Гайдна входили не только руководство капеллой, исполнение музыки во дворце и в церкви. Он должен был обучать музыкантов, следить за дисциплиной, отвечать за инструменты и ноты. А главное, он должен был писать по требованию князя симфонии, квартеты, оперы. Иногда хозяин давал на создание произведения всего лишь день. Только гений Гайдна выручал его в таких ситуациях.
Кроме того, князь Эстерхази относился к Гайдну, как к своему слуге. Жил он не во дворце, а в соседней деревне, в небольшом домике. Каждое утро музыкант, чье имя уже знали далеко за пределами Австрии, должен был вместе со всеми слугами ожидать приказаний князя. Композитор не мог без согласия князя покинуть его владения. Более того, бессмертные творения, которые Гайдн сочинял в течение тридцати лет при дворе Эстерхази, принадлежали не ему, а хозяину, князю.
Со временем Гайдн все острее стал ощущать свое зависимое положение. В его письмах к друзьям из Эстерхазы в Вену, есть такие фразы: «Теперь — я сижу в моей глуши — покинутый — как бедный сирота — почти без общества людей — печальный... Последние дни я не знал, капельмейстер я или капельдинер... Печально ведь быть все время рабом...»
Замок князей Эстерхази, Австрия.
После смерти Николая Эстерхази, прозванного Великолепным, все имущество князя, а вместе с ним и творения Гайдна перешли к его наследникам. Те, хоть и не очень ценили музыку, никак не хотели расставаться с рукописями великого композитора. Поэтому одни из них не были напечатаны, другие- утеряны.
И все же такая ограничивающая свободу служба приносила и пользу. Гайдн мог в живом исполнении прослушивать буквально все свои произведения, исправляя все то, что не очень хорошо звучало, и набираясь опыта.
Его называли "папаша Гайдн" и в молодости и в глубокой старости. 30 лет он был "папашей" для музыкантов князя Эстерхази, одного из самых богатых людей империи. Его называл "папашей" Моцарт, считавший его своим учителем. Князья, короли с восторгом слушали его музыку и заказывали Гайдну симфонии и оратории. Гайдн получал дипломы, медали из разных стран мира. Ему надарили столько драгоценных перстней, кубков и разных диковинных вещей, что их трудно было поместить в маленьком доме. А музыкант оставался простым и скромным "папашей" Гайдном. Он был добряком и шутником. И музыка его такая же простая, добрая и шутливая.
Например, среди 104 написанных им симфоний есть "Детская" симфония для игрушечных инструментов: свистулек, трещоток, барабана, детской трубы, треугольника.
В 1790 году умер старый князь Эстерхази. Его наследник не любил музыку и не нуждался в капелле. Он распустил музыкантов. Но отпустить Гайдна, прославившегося во всей Европе, он не хотел. Для того чтобы до конца своих дней Гайдн числился его капельмейстером, молодой князь назначил ему пенсию.
Этот последний период жизни был для Гайдна самым счастливым. Композитор был свободен! Он мог путешествовать, давать концерты, дирижировать своими произведениями.
Гайдн переселился в Вену, намереваясь заниматься сочинением музыки, и сначала отказывался от предложений посетить другие страны. Но затем он согласился на предложение совершить длительную поездку в Англию и в начале 1791 года прибыл в Лондон.
Так, приближаясь уже к своему шестидесятилетию, Гайдн впервые увидел своими глазами море и впервые очутился в другом государстве. Жизнь Лондона очень отличалась от венской. В Лондоне, огромном городе со множеством промышленных и торговых предприятий, преобладали концерты не для избранных лиц, приглашенных во дворцы и салоны знати, а организованные в публичных залах, куда за плату приходили все желающие. Имя Гайдна в Англии уже заранее окружал ореол славы. И известные музыканты, и высокопоставленные персоны обращались с ним не только как с равным, но и с особым почтением. Его новые произведения, при исполнении которых он выступал в качестве дирижера, встречались восторженно и щедро оплачивались. Гайдн дирижировал большим оркестром в 40—50 человек, то есть вдвое превосходившим по численности капеллу Эстерхази. Оксфордский университет присвоил ему почетную степень доктора музыки.
Гайдн вернулся в Вену через полтора года. По пути он побывал в немецком городе Бонне. Там он впервые встретился с молодым Людвигом ван Бетховеном, и тот вскоре переехал в Вену с намерением учиться у Гайдна. Но уроки у него Бетховен брал недолго. Два музыкальных гения, слишком разные по возрасту и темпераменту, не нашли тогда настоящего взаимопонимания. Однако свои три фортепианные сонаты (№ 1—3) Бетховен при издании посвятил Гайдну.
Вторая поездка Гайдна в Англию началась в 1794 году и продолжилась даже немного более полутора лет. Успех был опять триумфальным. Из множества произведений, созданных; во время этих поездок и в связи с ними, особенно значительными явились двенадцать так называемых «Лондонских симфоний».
Последние годы жизни и творчества. Следующий князь Эстерхази, Миклош II, больше интересовался музыкой, чем его предшественник. Поэтому Гайдн стал иногда наезжать из Вены в Эйзенштадт и написал по заказу князя несколько месс. Главные же произведения композитора последних лет — две монументальные оратории «Сотворение мира» и «Времена года» — были исполнены в Вене с грандиозным успехом (одна в 1799 году, другая в 1801-м). Сам Наполеон, говорят, пожелал услышать ораторию "Сотворение мира". Живописание, древнего хаоса, из которого затем возникает мир, сотворение Земли, рождение жизни на Земле и сотворение человека — таково содержание первой из этих ораторий. Четыре части второй оратории («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») складываются из метких музыкальных зарисовок сельской природы и крестьянского быта.
После 1803 года Гайдн уже больше ничего не сочинил. Он тихо доживал свою жизнь, окруженный славой и почетом. Гайдн редко стал появляться на людях и велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн.
Скончался Гайдн весной 1809 года, в разгар наполеоновских войн, когда французы вошли в Вену.
Похоронен он в городской церкви в Айзенштадте в специально построенном мавзолее в левом приделе.
Дом в Вене, в котором Гайдн провёл последние годы своей жизни, в настоящее время является музеем.
Могила Йозефа Гайдна
В одном из писем Гайдн писал: «В этом мире так мало радостных и довольных людей, везде их преследуют горе и заботы; быть может, мой труд послужит подчас источником, из которого полный забот или обременённый делами человек будет минутами черпать своё спокойствие и свой отдых».
А за несколько часов до смерти, когда ядро из наполеоновского орудия буквально сотрясло весь дом, и бедные служанки закричали от страха, лежащий в постели умирающий Гайдн громко сказал: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может».
Всё сказанное относится и к его музыке.
За долгую жизнь Гайдн подарил миру огромное количество гениальных творений. И хотя многое из его наследия было утеряно, и того, что сегодня известно потомкам, было достаточно, чтобы Чайковский сказал о Гайдне: "Не будь его, - не было бы ни Моцарта, ни Бетховена".
Письменно ответьте на вопросы по теме: "Йозеф Гайдн. Жизнь и творчество."
1) Назовите годы жизни композитора и место в котором он родился.
2) Какому направлению в искусстве принадлежит музыка Гайдна?
3) Отцом каких жанров называют Йозефа Гайдна и почему?
4) Назовите капеллу в которой пел юный Гайдн в течение 9 лет.
5) Назовите имя итальянского композитора и педагога, которому Гайдн прислуживал в обмен на полезные музыкальные советы.
6) Назовите имя графа, у которого Гайдн служил руководителем капеллы в 1759–1761 годах?
7) Назовите годы, место работы, должность и фамилию князей, которым Йозеф Гайдн служил почти 30 лет.
8) В какой стране дважды побывал Й. Гайдн в 90-е годы XVIII века и получил почётную степень доктора музыки?
9) Какое известнейшее произведение Гайдн написал во время этих поездок?
10) Назовите главные произведения композитора последних лет.