Материал создан на основе информации с soundtimes.ru и из свободного доступа в сети Интернет.
Известно, что Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, хорошо понимал их. Об этом говорит его известная фраза о том, что цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни. Не удивительно, что детская тема буквально пронизывает все его творчество, а сборник пьес «Детский альбом» и вовсе явился первым подобным произведением в России. Позже этот цикл вошел в золотой фонд сочинений, написанных специально для детей. Это не просто сборник – это целый мир, волшебная страна, пересказанная в звуках.
К мысли написать сборник небольших пьес специально для детей, Чайковского натолкнуло два фактора. Во-первых, им послужил пример Роберта Шумана. Петр Ильич тоже хотел сочинить цикл простых пьес, как «Альбом для юношества», которые смогли бы свободно исполнять дети. Во-вторых, к мысли сочинить подобное произведение, Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками. Известно, что композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им, а также сам с интересом слушал все их рассказы.
Впервые Чайковский упоминает о своем намерении сочинить сборник детских пьес 26 февраля 1878 года в письме к своему издателю, находясь во Флоренции. Спустя месяц композитор приступает к работе над циклом.
Сведений о самом процессе сочинения цикла нет, известно, что он был написан композитором довольно быстро. Уже 29 июня в своем письме к издателю Чайковский отправил рукописи всех, написанных на тот момент сочинений, в том числе и сборник детских пьес.
Сборник Петр Ильич посвятил своему племяннику Володе Давыдову.
Интересные факты
1) Несмотря на то что изначально сборник предназначался именно для детей, он прочно вошел в мировую музыкальную литературу и его часто исполняют даже профессиональные артисты.
2) Петр Ильич высоко оценил первое издание своего сборника, однако некоторые моменты ему все же не понравились. Так, он сожалел по поводу внешнего вида «Детского альбома». Он хотел, чтобы формат сборника был иным, так как Володе (которому посвящено сочинение) будет очень неудобно смотреть на ноты при игре. Претензии у композитора были и к иллюстрациям.
3) Во всех издания советского периода название последней пьесы «В церкви» было специально изменено на «Хор».
4) Интересно, что к идее создать подобные сборники миниатюр для детей позднее обращались такие композиторы, как А.С. Аренский, В.И. Ребиков, С.М. Майкапар.
5) Существует большое количество переложений детского сборника Чайковского для самых разных инструментов и даже оркестров. Например, существуют переложения для камерного оркестра, камерного оркестра и духового ансамбля и даже для ансамбля ударных инструментов.
В «Детский альбом» входят 24 пьесы, имеющие свое индивидуальное название. Программное содержание сборника построено в определенной последовательности: утро, день и вечер. Кроме того, в цикле просматривается сразу несколько сюжетных линий.
Первая сюжетная линия раскрывает перед слушателями образы пробуждения ребенка и начало дня.
№1 «Утренняя молитва».
Во времена Чайковского одним из важных ежедневных ритуалов была утренняя молитва. В "Детском альбоме" - это невероятно красивая, светлая, созерцательная пьеса, которая навевает на размышления о душе. Чайковскому удалось удивительным образом передать в фортепианной музыке пение хора. Мелодия этой пьесы будто соткана из живых интонаций, благодаря особому изложению. Настроение сосредоточенности помогают передать также равномерное ритмическое движение, фактура изложения, и светлая мажорная тональность.
№2 «Зимнее утро» вносит иное настроение в утреннюю умиротворенную атмосферу. Ненастную погоду (холодную, с метелью и вьюгой) очень точно передает встревоженная и сменяющая ее прозрачно просветленная музыка. Средняя часть вносит некий оттенок грусти.
№3 «Игра в лошадки» открывает сюжетную линию игрушек и детской комнаты. Эта небольшая пьеса очень точно передает топот копыт благодаря равномерной ритмической пульсации. Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.
№4 «Мама» В этой пьесе музыка очень простая, но насыщена душевными переживаниями. Изложена она в виде дуэта: нижний голос обладает более теплым тембром, а верхний – ясным, светлым. В целом пьеса эта очень гармоничная, ласковая, мягкая, даже размер композитор выбрал неслучайно, так как трехдольность придает музыке округлость и мягкость.
№5 «Марш деревянных солдатиков» В пьесе Чайковский раскрывает главный образ очень четким ритмическим рисунком и выверенными штрихами. Композитору удалось очень точно передать четкие, почти механические движения солдатиков под дробь барабанщика.
Следующие пьесы (6,7,8,9) раскрывают еще одну сюжетную линию, которая рассказывает о сложной, серьезной душевной жизни маленького ребенка, чувствующего все также остро, как и взрослые.
№6 «Болезнь куклы» вносит совсем иной образный строй. Грустная музыка передает переживания маленькой девочки, которая очень сильно беспокоится о своей любимой кукле. Интересно построена музыкальная ткань пьесы, в которой нет непрерывной мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.
Паузы, а также жалобные интонации передают «вздохи» и «стоны» куклы. После напряженной кульминации, все завершается «угасающей» кодой.
№7 «Похороны куклы» Пьеса имеет еще один подзаголовок, который дал сам автор – «В подражание Шуману». По образному строю эта миниатюра очень похожа на «Первую утрату» Роберта Шумана из его «Альбома для юношества». Композитор со всей серьезностью отнесся к переживаниям ребенка, отобразив неподдельные чувства маленькой героини.
№8 «Вальс» совершенно внезапно врывается в ход повествования, сменяя печаль и грусть на веселье. Почему именно вальс? Этот танец был одним из самых популярных и любимых в XIX веке и звучал он не только на пышных балах, но и на домашних праздниках. «Вальс» из «Детского альбома» передает атмосферу именно домашнего праздника. Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Вальс наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.
№9 «Новая кукла» - это продолжение веселья, ведь девочка очень рада своей новой игрушке. Она танцует и кружится вместе с новой куклой. Музыка очень точно передает настроение маленькой девочки, чувство восторга и радости. Пьеса напоминает вальс, правда, звучит он очень быстро, привычный размер 3/4 ускорен в два раза.
№10 «Мазурка» Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Яркими, необычными акцентами и ритмичностью проникнута мазурка, но в ней также слышны легкость и мечтательность, присущие ребенку.
Следующие три пьесы «Детского альбома» (11,12, 13) посвящены русской народной музыке. Все три пьесы: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» передают национальный колорит и в них Чайковский использует один и тот же прием развития – вариационный, который был свойственен именно народному исполнительству.
№11 «Русская песня» Мелодия пьесы - обработка русской народной песни "Голова ль ты, моя головушка". Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.
№12 «Мужик на гармонике играет» Эта пьеса - образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе, словно гармонист пытается сыграть как надо, но у него никак не выходит.
№13 «Камаринская» - это весёлая русская народная песня, сопровождаемая удалым переплясом. Время происхождения пляски точно неизвестно, однако по предположению фольклористов в народе её стали распевать ещё в 16-17 века в одной из волостей Брянского уезда - Камаричи. В 18-19 веках "Камаринская" постоянно включалась в программу балов и ассамблей, где присутствующие вельможи отплясывали её с большим удовольствием.
Особую популярность тема русской плясовой про камаринского мужика получила после того, как в 1848 году великий Михаил Иванович Глинка по совету своего друга Ширкова Валериана Фёдоровича положил её в основу Симфонической фантазии на две русские темы с названием «Камаринская». Интересен тот факт, что Пётр Ильич Чайковский, как и Михаил Иванович Глинки использовал для «Камаринской» вариационную форму, а также жизнерадостную тональность Ре мажор.
(вариационная форма - муз. форма, основанная на многократном повторении темы с различными изменениями )