Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о том, как устроен оркестр.
Давайте сначала вспомним что же такое оркестр:
Оркестр – это группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение.
Слово – «Оркестр» пришло к нам из древней Греции. Круглая или полукруглая площадка в греческом театре, называлась «Орхестра». В переводе с греческого языка это означало «место для плясок». Позднее оркестром стали называть коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.
Каждый музыкант оркестра играет свою партию по нотам, которые стоят на специальных подставках – пультах.
Если записать партии всех инструментов вместе, то получится партитура.
Партиту́ра (итал. partitura, букв. — разделение, распределение) — нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) даны одна над другой в определённом порядке.
Партитура идеальна для симфонического или оперного исполнения, поскольку можно одновременно видеть и слышать что звучит в разных голосах у разных инструментов; страница партитуры читается слева направо — по горизонтали, и одновременно сверху вниз — по вертикали. Каждая горизонтальная нотная строчка — голос либо одного инструмента, либо группы одинаковых инструментов. Партитура лежит на пульте у дирижёра, на пюпитре у каждого оркестранта стоит нотная запись лишь той партии, которую должен играть этот музыкант.
Чтобы оркестр звучал слаженно, гармонично – им управляет дирижер.
Для того, чтобы ближе познакомиться с ролью дирижера в оркестре я предлагаю вам прочесть фрагменты статьи Алексея Мунипова "Зачем оркестру дирижер?":
Сообщества музыкантов, играющих ту или иную музыку, известны с глубокой древности, и, конечно, у этих ансамблей часто были свои формальные или неформальные лидеры. На египетских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, который руководит музыкантами, а в Древней Греции руководители хоров (корифеи) отбивали ритм при помощи специальной сандалии с железной пяткой. И чем больше становились оркестры (в Средние века и эпоху Возрождения они назывались капеллами, слово «оркестр» распространилось позже), чем сложнее — практика оркестровой игры, тем необходимей оказывалась фигура регулировщика — человека, который отбивает ритм и следит за тем, чтобы все играли слаженно и вступали вовремя. Раньше это делали при помощи массивной трости-«баттуты», которой ударяли в пол — самые ранние изображения этого процесса датированы XV веком. Дело это было довольно тяжелое и не всегда безопасное — великий французский композитор Жан-Батист Люлли (1632-1687) поранил себе ногу наконечником такой трости и скончался от гангрены.
Именно композиторы, исполнявшие с капеллами собственную музыку, зачастую и были первыми дирижерами. Они могли отбивать ритм ногой или размахивать нотным свитком, как Бах. Нередко эту функцию исполняли клавесинисты или первые скрипачи, подававшие сигналы взмахами смычка. Бывало, что дирижеров было несколько — в опере хормейстер мог управлять певцами, а концертмейстер — оркестром. Важно, что почти всегда дирижер был и музыкантом тоже — пел или играл. Концертмейстеры исполняли партию первой скрипки и подавали сигналы остальным музыкантам глазами и кивками головы, или же, прервав игру, отстукивали ритм смычком.
Дело случая. В сущности, палочка была заменой уже привычному смычку или нотному свитку. Дирижеры начали использовать палочку в начале XIX века и, судя по описаниям, палочки эти поначалу были довольно увесистыми. Именно XIX век становится веком рождения дирижеров как отдельной профессии — они окончательно отделились от оркестров, занялись исключительно дирижированием, встали на специальные возвышения и, что было особенно необычно, повернулись спиной к публике. Первым это сделал либо Гектор Берлиоз, либо Рихард Вагнер — кому принадлежит первенство, доподлинно неизвестно.
Невероятно разросшемуся и усложнившемуся симфоническому оркестру XIX века, число участников которого могло исчисляться сотнями, специальный человек-регулировщик был жизненно необходим — возможности что-то играть параллельно с дирижированием у него уже не было. Фигура дирижера, безусловно, была еще и порождением романтической традиции — только в ней мог органично существовать вознесшийся над толпой черный силуэт гения-одиночки, который одним движением руки управляет невероятной массой звука и эмоциями слушателей.
Как минимум, задавать ритм и сигнализировать, кто в какой момент вступает — это действительно важно. Музыканты, конечно, и сами могут следить за происходящим по нотам, отсчитывать такты и прислушиваться к коллегам, но это не всегда просто, а в большом симфоническом оркестре музыканты просто не могут услышать все партии. Однако этим задачи дирижера, разумеется, не ограничиваются: он отвечает за все параметры исполнения, за то, чтобы все было объединено единым темпом и настроением. И за трактовку — ведь одно и то же сочинение можно сыграть совершенно по-разному. С разной скоростью, расставляя разные акценты, по-разному трактуя настроения частей, уделяя разное внимание партиям. Этим дирижер и занимается на репетициях, разбирая, иногда очень въедливо, партитуры с музыкантами, пока не будет удовлетворен звучанием и общим смыслом сочинения.
Это особенно важно, когда традиция исполнения прервана — произведения многих великих композиторов XVII и XVIII века долгое время не исполнялись, и как они звучали при их жизни, мы можем только догадываться. Если современный композитор может разобрать с дирижером всю партитуру, объясняя, как именно нужно исполнять его сочинение (хотя и тут у дирижера есть право голоса и свобода воли), а, скажем, в Вене еще живы музыканты, которые учились у людей, игравших вальсы Иоганна Штрауса под управлением самого Штрауса, то на вопрос «Как правильно сыграть сочинения Баха, Вивальди или Люлли» однозначного ответа нет. Ноты того времени крайне скупы на пояснения, а множество деталей, не указанных в нотах, но очевидных музыкантам того времени, для нас, возможно, утеряны навсегда. Просто «сыграть по нотам» в этом случае невозможно: проблема дешифровки барочной партитуры сродни сложному музыковедческому детективу...
Именно. Два разных дирижера могут исполнить одну и ту же симфонию очень похоже (хотя и никогда — идентично), а могут — совершенно по-разному.
Послушайте насколько по-разному звучит одно и тоже произведение в руках разных дирижеров:
Иоганн Себастьян Бах, Оркестровая сюита №1 До мажор (фрагмент).
Дирижер Гельмут Риллинг
Дирижер Карл Рихтер
Дирижер Кристофер Хогвуд
Маэстро Валерий Гергиев
Уже к началу XX века дирижеры были настоящими поп-звездами, с гастролями и невероятными гонорарами. Развитие самолетных сообщений этот процесс только усилило: теперь дирижер мог управлять не одним, а несколькими оркестрами в разных странах, летая с репетиции на репетицию. Самый близкий и понятный пример — Валерий Гергиев: он вполне способен продирижировать двумя концертами в день в разных странах.
Есть как минимум один знаменитый пример — оркестр Персимфанс, существовавший в СССР с 1922-го по 1932 год. Он состоял из высококлассных музыкантов и ставил своей задачей обходиться без дирижера — все важные решения принимались коллегиально, а музыканты, чтобы слышать и видеть друг друга, рассаживались не лицом к зрителям, а по кругу. Репетиций поначалу требовалось несколько больше обычного, но потом система стала отработанной. Качество исполнения при этом не страдало — у Персимфанса была хорошая репутация, их игру, в частности, очень хвалил Сергей Прокофьев. Но все-таки их история осталась довольно экзотическим примером. Впрочем, в 2008-м году музыкант Петр Айду возобновил работу Персимфанса, и теперь на игру оркестра без дирижера могут посмотреть все желающие. "
Существуют разные виды оркестров: симфонический (камерный), струнный, духовой, народный, эстрадный, джазовый. Они различаются по составу инструментов и по количеству музыкантов.
Одно из самых грандиозных, совершенных изобретений человечества - симфонический оркестр. Для такого оркестра с удовольствием пишут музыку композиторы всех стран и народов.
Симфонический оркестр обладает богатейшими музыкальными возможностями. В его состав входят разнообразные инструменты, которые принято объединять в группы. Музыканты одной группы располагаются на сцене рядом. Вскоре мы подробно познакомимся со всеми инструментами и группами симфонического оркестра. Сейчас давайте кратко их перечислим:
Невозможно представить себе симфонический оркестр без группы струнных инструментов. Именно с них началось рождение оркестра. Это скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Вы уже поняли, почему они называются струнными?
Не менее значима и группа деревянных духовых инструментов. Очень часто в симфонической музыке ведущая партия или ее элементы поручаются этим инструментам: особенно флейте или всей группе.
Медные духовые придают торжественности, яркости звучанию оркестра. Им также поручают и сольные партии.
Во многих оркестрах есть ударные музыкальные инструменты. Это барабаны, бубны, трещотки, литавры, тарелки. Для ударных инструментов нотная запись в партитуре может обозначаться ритмическим рисунком. Она называется ритмическая партитура.
Количество музыкантов в оркестре может варьироваться. Оно зависит от конкретного музыкального произведения. В симфоническом оркестре, в среднем, около 60-70 человек, но бывает, что состав достигает 100 и более участников.
В камерном оркестре не более 20-ти музыкантов (Для каждого исполнителя предусмотрена своя партия. Состав камерного оркестра непостоянный, и может изменяться в зависимости от музыкального произведения.
При этом основой обоих оркестров является группа струнных, в которую входят следующие инструменты: от 6 до 8 скрипок, 2 или 3 альта, 2-3 виолончели, контрабас.
(на изображение ниже можно нажать и его оригинальный размер откроется в новом окне)
Оркестровая яма — углубление перед авансценой, находящееся ниже основного уровня зала, открытое сверху и служащее для размещения оркестра и дирижёра. Может иметь несколько уровней и располагаться на подъёмно-опускной площадке.
В каждом из нижеприведенных примеров звучания оркестра, достаточно прослушать фрагмент произведения равный 3-4 минутам.
Давайте послушаем как звучат другие виды оркестров:
Струнный оркестр
Состоит из одних смычковых инструментов. Включает 5 партий: 1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
Духовой оркестр - это, группа исполнителей на духовых и ударных инструментах. Подобный состав характерен для военных оркестров. Используется во многих странах мира с древнейших времен.
Оркестр русских народных инструментов — это коллектив исполнителей, играющих на музыкальных инструментах, которые на протяжении столетий создавал и совершенствовал народ России. Эти этнические инструменты подразделяются на четыре группы: струнные, духовые, ударные и гармоники.
К струнным инструментам, применяемым в народном оркестре, относятся трёхструнные домры, балалайки и гусли.
Следующая оркестровая группа – это весьма разнообразные русские народные духовые инструменты: жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки - окарины, кугиклы, владимирские рожки, а также европейские гобои и флейты.
Ударные инструменты русского оркестра тоже отличаются большим многообразием. Это ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны, дрова (инструмент похожий на ксилофон). Помимо таких удивительно забавных инструментов в народном оркестре используют и европейские литавры, ксилофон, треугольник, бубен, малый и большой барабаны.
Ещё одна важная группа, входящая русский оркестр – это семейство гармоник, включающее баяны, а также различные по высоте звуков оркестровые гармоники, тембровые гармоники и областные русские гармони: ливенская, саратовская, череповецкая.
Эстрадный оркестр — коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.
Эстрадно-симфонический оркестр — большой инструментальный состав, способный объединить исполнительские принципы различных видов музыкального искусства.
Джазовый оркестр один из самых интересных и своеобразных явлений современной музыки. Возникший позже всех других оркестров, он стал воздействовать на другие формы музыки - камерную, симфоническую, музыку духовых оркестров. Джаз использует многие из инструментов симфонического оркестра, но имеет качество отличающее его от всех других форм оркестровой музыки.
Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки - это бо́льшая роль ритма (намного бо́льшая, чем в военном марше или вальсе). В связи с этим в любом джазовом оркестре есть особая группа инструментов - ритм-секция. Джазовый оркестр имеет ещё одну особенность - джазовая импровизация приводит к расплывчатости его состава.
Запишите в тетрадь определения слов: оркестр, партитура, дирижер, оркестровая яма.
Запишите виды оркестров и какие музыкальные инструменты в них используются.
Чем симфонический оркестр отличается от камерного?