Добрый день, ребята! Сегодня я вам расскажу о видах трезвучий. Но, прежде чем начать нашу беседу, давайте вспомним некоторые определения:
Созвучием называется одновременное сочетание нескольких (двух и более) звуков.
Аккордом называется созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.
Нижний звук называется основным звуком трезвучия или примой и обозначается цифрой 1.
Второй звук трезвучия называется терцией и обозначается цифрой 3.
Третий звук называется квинтой и обозначается цифрой 5.
Потренируйтесь. Найдите трезвучия среди разных аккордов и выпишите их порядковые номера.
1, 4, 7, 10- трезвучия.
Отлично! Теперь давайте вспомним, что терции бывают малыми и большими. Они похожи на двух цыплят: грустного и веселого.
Малая терция (м.3) охватывает полтора тона (или три полутона). Она звучит печально, минорно. Цыпленок упал в воду, его перышки намокли и прилипли друг к другу. Он грустит.
Большая терция (б.3) охватывает 2 тона (или 4 полутона). Она звучит жизнерадостно, солнечно, мажорно. Цыпленок греется на солнышке и улыбается. Он счастлив.
В зависимости от расположения и сочетания терций в аккорде, образуются
4 вида трезвучий.
Мажорное трезвучие (Б53) состоит из большой терции внизу и малой терции наверху. Б53= б.3+м.3
Оно и обозначается заглавной буквой "Б", потому что начинается с БОЛЬШОЙ терции (по этой же причине мажорное трезвучие еще называют большим), а раз б.3 звучит весело и жизнерадостно, то и само трезвучие тоже будет звучать мажорно.
Б53=
м.3
+
б.3
2. Минорное трезвучие (М53) состоит из малой терции внизу и большой терции наверху. М53= м.3+б.3
Оно обозначается заглавной буквой "М", потому что начинается с МАЛОЙ терции (по этой же причине манорное трезвучие еще называют малым), а раз м.3 звучит минорно, то и само трезвучие тоже будет звучать грустно и печально.
М53=
б.3
+
м.3
3. Увеличенное трезвучие (Ув.53) состоит из двух больших терций. Ув.53= б.3+б.3
Из-за соседства двух больших терций, интервал, охватывающий крайние звуки трезвучия, увеличился на полутон, поэтому трезвучие назвали УВЕЛИЧЕННЫМ (в сокращении - Ув.). Оно звучит широко и таинственно, словно мираж или волшебная дымка.
Ув53=
б.3
+
б.3
4. Уменьшенное трезвучие (Ум.53) состоит из двух малых терций. Ум.53= м.3+м.3
Из-за соседства двух малых терций, интервал, охватывающий крайние звуки трезвучия, уменьшился на полутон, поэтому трезвучие назвали УМЕНЬШЕННЫМ (в сокращении - Ум.). Оно звучит собрано, резко, драматично, немного испуганно.
Ум53=
м.3
+
м.3
Вот мы и познакомились с четырьмя видами трезвучий, узнали из каких интервалов они состоят и как звучат. Теперь давайте научимся их строить. В качестве примера построим все 4 вида трезвучий от звука "До".
В начале построения любого интервала или аккорда нужно сначала построить его внешний вид (каркас). В нашем случае от звука До нам нужно отсчитать две терции. Терция - интервал, охватывающий три ступени, значит нам нужно отсчитать сначала три ступени от ноты До (получим До-Ми), а затем три ступени от ноты Ми (получаем Ми-Соль).
Получившееся трезвучие До-Ми-Соль записываем в тетрадь. Оно станет основой для наших четырех видов трезвучия.
2. Теперь можно высчитывать терции и менять знаки по мере необходимости (для этого ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо смотреть на фортепианную клавиатуру).
Важное замечание!!! Звук от которого мы строим интервал должен оставаться неизменным!
Строим Б53. Терция До-Ми охватывает 2 тона, значит она большая и никаких знаков здесь добавлять не нужно.
Терция Ми-Соль охватывает полтора тона, значит она малая и вновь мы ее оставляем без изменений.
Теперь строим М53. Терция До-Ми охватывает 2 тона, значит она большая, а нам нужна малая. Ставим рядом с Ми знак "бемоль" и сокращаем интервал на нужный нам полутон.
Терция Ми ь- Соль теперь охватывает 2 тона. Она большая и значит никаких знаков добавлять больше не нужно.
Строим Ум.53. Уменьшенное трезвучие при построении можно сравнить с минорным, так как оба они начинаются с м.3. Мы уже построили м.3 До-Ми ь. Осталось изменить верхнюю терцию Ми ь- Соль, чтобы она стала малой. Для этого понижаем звук Соль на полутон. Получаем трезвучие До-Ми ь- Соль ь.
Строим Ув.53. Увеличенное трезвучие при построении можно сравнить с мажорным, так как оба они начинаются с б.3. Мы уже построили б.3 До-Ми. Осталось изменить верхнюю малую терцию Ми - Соль на большую. Для этого нужно перед нотой Соль поставить #. Получается трезвучие До-Ми-Соль#.
Следуя этой логике можно не только построить трезвучие от любого звука, но и определить его - нужно всего лишь посчитать из каких терций оно состоит.
Перейдите по ссылке и пройдите музыкальную викторину:
https://view.genial.ly/618191cd513c680dec0ff3cd/interactive-content-muzykalnyj-kviz-vidy-trezvuchij