У любого септаккорда есть три обращения. (Напомню, что обращение - это перенесение нижнего звука интервала или аккорда на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз.)
Сегодня мы поговорим о первом из трех обращений D7 - доминантовом квинтсекстаккорде (D65).
Доминантовый квинтсекстаккорд образуется при перенесении нижнего звука D7 на октаву вверх. При этом нижняя терция септаккорда распадается, а на верху образуется большая секунда.
было D7= б.3+м.3+м.3 стало D65 = м.3+м.3+б.2
Сам аккорд перемещается при этом с V на VII ступень мажора или VII# гармонического минора.
Название аккорду дала секунда, расположенная вверху. Цифры указывают сколько ступеней нужно отсчитать от нижнего звука, чтобы ее построить. 5- квинта, 6- секста = квинтсекстаккорд.
Разрешается D65 в полное тоническое трезвучие с удвоенной первой ступенью (Т53). Все ступени разрешаются по правилам тяготения неустойчивых звуков в устойчивые.
Для того, чтобы построить D65 в тональности, нужно:
найти VII ступень в мажоре или VII# в гармоническом миноре и построить от нее внешний вид квинтсекстаккорда (трезвучие + "шапочка" секунда сверху);
разрешить аккорд в Т53 и удвоить нижний звук.
Для того, чтобы построить D65 от звука, нужно быть более внимательным, поскольку необходимо высчитывать все интервалы:
постройте внешний вид D65 от заданного звука (трезвучие+ секунда "шапочка");
проверьте интервальный состав аккорда и скорректируйте знаки (если нужно). Должно получиться: м.3+м.3+б.2;
разрешите аккорд в тонику и удвойте I ступень. Здесь стоит помнить, что между VII и I ступенями мажора и VII# и I ступенями гармонического минора ВСЕГДА ПОЛУТОН. Значит, тоника искомой тональности находится всего лишь на половину тона выше нашего звука. Постройте от найденной тоники трезвучие. (Если I ступень со знаком, не забудьте продублировать его в верхнем звуке трезвучия, чтобы получилась ч.5);
определите получившийся аккорд: Б53 = мажорный лад, М53= минорный. Из этого следует вывод, что один доминантовый квинтсекстаккорд можно разрешить в две одноименные тональности.
Давайте попробуем построить D65 от звука РЕ#.
строим внешний вид аккорда. Получаем: ре#-фа-ля-си;
проверяем интервальный состав и корректируем знаки. Получаем: ре#-фа#-ля-си;
разрешаем аккорд, поднимая нижний звук на полутон вверх: ре#-ми. Строим от МИ трезвучие: ми (ми)- соль - си.
определяем трезвучие - минорное, значит, мы в тональности ми минор. Чтобы разрешить наш аккорд в мажор, нужно из минорного трезвучия сделать мажорное, т.е. добавить соль#.
Если вы сомневаетесь все ли знаки проставлены верно, сверьте результат с ключевыми знаками (не забудьте, что в гармоническом миноре должна быть повышена VII ступень).
D65 гораздо проще строить от черной клавиши (ноты с диезом), поскольку тональности, находящиеся на полтона выше будут начинаться с белой клавиши, а значит, у них меньше нюансов при построении Т53. Давайте сравним:
D65 от фа# = Соль мажор или соль минор;
D65 от соль# = Ля мажор и ля минор;
D65 от ля# = Си мажор и си минор.
D65 от ре = Ми бемоль мажор и ми бемоль минор;
D65 от соль = Ля бемоль мажор и ля бемоль минор;
D65 от ля = Си мемоль мажор и си бемоль минор.
3. Если нужно построить D65 от белой клавиши и разрешить его в минор, не забудьте поставить у нижнего звука бекар, поскольку при разрешении в тональность - это VII# ступень.